О предательстве

28.04.2016
Просмотры: 1214

"Предательство не случается вдруг и сразу. Предательство никогда не бывает внезапным и никогда не бывает спонтанным. Предательство имеет очень глубокие корни. И само предательство – это уже плод того, что приносят эти корни".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приветствую всех вас с Великой Средой Страстной седмицы, вводящей нас в Таинство Святой Великой Пасхи. В этот день  Великой Среды Церковь вспоминает событие, которое стало печатью и горьким воспоминанием всего человеческого рода. Сегодня  воспоминается предательство апостола Иуды.

В нашем народе по сей день сохранилось, пожалуй, самое горькое, что может один человек сказать другому: «Ты как Иуда». И, наверное, не найдется сегодня человека, который переспросит: «А кто это, и что это означает?». В памяти народа из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, это имя сохраняется, как, пожалуй, самое постыдное человеческое имя.

Мы помним и знаем много человеческих имен. И знаем имена людей, чудовищная жизнь которых, наверное, превосходит даже жизнь Иуды. Но какими бы они не были чудовищными, Иуда первый среди них. И страшно оказаться в этом списке человеческих имен, который озаглавлен предателем Иудой.

Сегодня Церковь вспоминает, как он, один из двенадцати апостолов, предал своего Божественного Наставника, предал Господа и Спасителя Христа. В этот день он положил в своем сердце, взяв сребреники, что отдаст Его на суд и казнь.

Как же начинается предательство? С чего оно начинается? Предательство не случается вдруг и сразу. Предательство никогда не бывает внезапным и никогда не бывает спонтанным. Предательство имеет очень глубокие корни. И само предательство – это уже плод того, что приносят эти корни.

Из раза в раз сначала легкое осуждение, сначала непонимание. И как сегодня говорит современный человек: «Хотел бы сказать вам нечто, что мне известно, не знаю, правда или нет, но вот что я слышал…». Сначала, казалось бы, безобидные слова, дальше – больше. Дальше предатель, еще не став предателем, начинает мнить себя человеком особенным. И его особенность, как ему кажется, заключается в том, что он незаслуженно забыт, незаслуженно к нему плохо относятся, незаслуженно его не замечают и не поддерживают. И в сердце этого человека рождается жестокая ненависть сначала к людям, которые начинают казаться будущему предателю людьми ничтожными, людьми никчемными. Сначала начинается отношение презрения к другим людям, в котором этот человек начинает всех видеть ничем, но себя всем. Этот  человек всегда найдет, чем себя оправдать. И оправдывает он себя и тем, что, как ему кажется, его несправедливо осудили, и тем, что, как ему кажется, он не такой как все – он другой. Вот таким был Иуда.

Он носил ящик для пожертвований, в который люди опускали свое подаяние.  И этот ящик, который он обнимал своими руками, как ему казалось, давал ему право быть судьей - что есть справедливо, а что не справедливо. Еще чуть позже он начал воровать из этого ящика. Об этом нам прямо говорит Евангелие. Иуда был вором. Он воровал. Он постоянно брал то, что ему не принадлежало. Он постоянно себе присваивал то, что не являлось его, потому что ему это не было дано. Он присваивал не только то, что опускали в этот ящик для пожертвований. Он воровал честь, которой не имел. Он воровал почтение, которого не имел. Одним словом, он всегда хотел быть другим, и старался и показывал себя изо всех сил другим, чем он есть на самом деле.

Как же это похоже на современного человека! И, может быть, даже на некоторых из нас. Когда другому говорят «спасибо» и другого благодарят, а ты как будто бы воруешь это спасибо и притягиваешь его к себе. Когда о другом добрая молва, и ты начинаешь с завистью, с ненавистью и раздражением жить, и обманом и воровством, как тебе кажется, осветляешь свое собственное имя.

Предательство начинается из мелких иудиных поступков. Затем была неблагодарность - неблагодарность, которую Иуда вынашивал в своем сердце долгое время. Из того, что казалось ему несправедливым, в нем выросла неблагодарность к Тому, Кто дал ему все и даже этот ящик, как знак, впрочем, доверия. Неблагодарность росла сначала из мыслей, что он заслуживает большего внимания, а затем она выросла и в поступки. И вот в этот день он приходит к вождям израильского народа и говорит: «Что вы мне дадите? И я вам предам Его». Неблагодарность становится последним шагом к предательству.

Путь Иуды Искариотского, одного из двенадцати апостолов, им был пройден. И в своем пути жизни он предал Христа и свою жизнь закончил самоубийством, повесившись, не принеся ни покаяния, ни любви, ни надежды Богу. Но надо сказать, что этот путь Иуды не зарос травой. По этому пути все еще продолжают некоторые идти, на этом пути все еще видны человеческие следы.

И когда я говорю об этом, я говорю не о тех «других», которые стали предателями веры, своей надежды, любви, дружбы. Я, прежде всего, пытаюсь внимательно рассмотреть, а не окажется ли на этом пути и моих отпечатков? А всегда ли я был честен? А всегда ли я был благодарен? А всегда ли я был верен своим словам и своим обещаниям? А всегда ли я оставался человеком настоящим в любви, в надежде, в дружбе, в вере в Истинного Бога? А всегда ли я следовал за Ним или иногда соглашался с лукавой мыслью, через свою неблагодарность и гордость, через свое самомнение, через свою жестокую ненависть, что я лучше, но незаслуженно забыт и ко мне относятся не так, как следовало бы?

И если это так, то это означает, что я уже сделал свой шаг к предательству. И если это так, это означает, что мне нужно остановиться – не делать следующий шаг, который приблизит меня к дню лобзания Иуды. Это означает, что уже сейчас нужно посмотреть, что в моих руках – мои слезы и мои горести или тридцать сребреников, которыми я размениваюсь ради благополучия жизни временной против жизни вечной. Это означает, что уже сейчас нужно внимательно рассмотреть, что же у меня в руках, и не спешить рассовывать по карманам это ложное благополучие, но выбросить вон уже сейчас - тогда, когда моя ослабевшая совесть и раненная душа решили сделать недобрый шаг.

Сегодняшнее воспоминание о предательстве Иуды -  это не повод подумать о других, это повод, глядя на икону Спасителя Христа, посмотреть в свою собственную жизнь. И если окажется, что мы уже начали собирать эти самые сребреники, надо быстро от них избавиться - если нет, то еще немного и они станут ценой крови Самого Бога.

И пока еще не пришел день Его распятия, глядя на Его страдания, из своей жизни выбросим все то, что становится источником этих страданий: свои неправды, свои кривды, все свои обиды, все свои непонимания, всю свою неблагодарность, все свои сомкнутые до боли зубы. Все это выбросим вон из своей жизни и скажем: «Господи, Ты един Царь и Отец. Ты – моя надежда, и Ты – мое упование. Ты, Господи, - моя благодарность, и Ты, Господи, - моя слава. Ты, Господи, - мое слово, которым я живу. Ты, Господи, - мне суд, и Ты, Господи, - моя милость и оправдание». Аминь.

 

 

1214