О том, как найти Христа

09.05.2016
Просмотры: 1236

"Апостол Фома, когда эту радость нашел внутри себя, увидел Самого Христа. Так бывает и с человеком, когда эту радость он находит в себе через благодарность Богу, через молитву, общение с Ним, через преодоление сложностей Его именем. Этот человек по-настоящему становится светлым, чистым, этот человек становится блаженным, о котором и Господь сказал: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Христос воскресе!

В этот воскресный день Святая Церковь вспоминает уверение апостола Фомы. Этот день еще именуется «Фомино воскресенье». И еще одно название сегодняшнего дня – Антипасха. Это первый воскресный день после Светлого Христова Воскресения, то есть стоящий напротив Пасхи.

И сегодня, когда мы вспоминаем апостола Фому, то в память каждому из нас приходит то простонародное изречение, которым мы нередко называем человека, не имеющего веры - ты, как Фома неверующий. Но действительно ли апостол Фома не имел веры? И в чем же засомневался апостол Фома?

Чтобы понять это, нужно немножко вернуться в евангельскую историю, когда только два апостола перед смертью Христа принимают для себя решение. Один из них, это апостол Иуда, который видит, что Христос уже идет на смерть, и уже как будто бы история с Ним завершена, и из этой смерти ищет для себя выгоду через предательство; и апостол Фома, который говорит Христу: «Идем и мы умрем с Ним».

Апостол Фома – это был человек всегда внутренней решимости. Это был человек, который как будто бы всегда всему перечил. Другие говорят: «Как же умрет Он?». А апостол говорит: «Пойдем и мы умрем». Пришло время, другие говорят ему: «Воскрес из мертвых». А он говорит: «Не поверю, пока не увижу Самого Христа Воскресшего». И вот тогда, когда Христос явился апостолам, и там не было апостола Фомы, и тогда, когда ему друзья рассказывают о воскресении Христовом, Фома оставляет себя в неверии в воскресение Христово.

В течение восьми дней он многократно слышит весть о Воскресшем Христе Спасителе. В течение целой недели он видит, как апостолы, удостоверившись в воскресении Христовом, проповедуют воскресшего Христа. В течение долгого времени апостол познает присутствие Божие, или Его воскресение, или победу над смертью, не посредством собственного видения, а посредством того, что он видит вокруг себя распространяющуюся радость о Воскресшем Христе.

И когда Христос является апостолу Фоме, то, как говорит святитель Иоанн Златоуст, блаженный Фома исповедует Христа истинным человеком и истинным Богом, говоря Ему «Господь мой», как обращаются к господину, и «Бог мой», как обращаются к истинному Богу. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Фома блаженствует, и блаженство Фомы приносит нам такое уверение, которое становится высочайшим богословием и исповеданием Христа Сыном Божиим, истинным Богом и человеком.

Да, действительно, в смерть поверить легче, чем в жизнь. Да, действительно, бывает и в нашей собственной жизни точно также: мы быстрее и скорее верим, что человек умер, чем быстрее и скорее верим, что человек вернулся к полноценной жизни. Мы скорее верим в силу греха, как в дыхание смерти в человеке, и если услышим о ком-то, что его коснулось такое дыхание смерти – грех или порок, то мы нескоро можем поверить в то, что человек избавился от этого дыхания. Мы скорее пессимистично унылы, чем радостно, с надеждой живем.

Апостол Фома показал именно такого человека. Он, размышляя о смерти и видя смерть Христову, быстро поверил в эту смерть, и казалось, что теперь весь ужас жизни, все болезни и боли, все неправды и несправедливости – а он ведь знал и о суде неправедном, который был над Христом – все это как будто бы побеждает. «Пока не увижу, - говорит он, - не поверю». Потому что чаще всего в жизни он всматривался в боль, в потери, в болезни. Чаще всего в жизни он видел неправду и несправедливость.

Как же его взгляд похож на взгляд многих из нас. Чаще в своей жизни мы тоже замечаем именно это, к ужасу своему, не замечая силы жизни, не замечая самой жизни. «Пока, - говорит Фома, - не увижу, не поверю». И его желание увидеть Христа связано не с тем, каким бывает желание у некоторых: «Пусть Бог покажет, тогда уверую», - говорят некоторые, уже не веря никогда, даже тогда, когда Он показывает Себя. Слова апостола Фомы были в другом. Он эту радость, прежде всего, хотел увидеть вокруг себя. И вот восемь дней он видел радость о воскресшем Христе. От того момента, когда в первый раз Христос явился друзьям-апостолам, до того, как ныне является ему, апостолу Фоме, и говорит: «Принеси свою руку, и будь не верен, но верен».

Прошло восемь дней, целая неделя. И все это время апостол вглядывался в радость. Мало-помалу он вокруг себя начал замечать правду, прежде всего, в своих друзьях. Он начал замечать вокруг себя надежду. Он понимал, что жизнь не безысходна, кончаясь смертью, но имеет вечное продолжение, переступая через смерть посредством веры в истинного Бога, источника всякой жизни.

Христос не каждому неверующему является. Фома был верующим человеком. Но свою веру он всегда испытывал со всей человеческой горячностью, со всей человеческой решимостью, с тем, что мы называем жизнерадостностью, радостью о жизни. Христос не является неверным, но являет Себя верным. И когда Господь явился апостолу Фоме, Фома уже не протягивал руку к Его ранам, он поклонился Ему до земли со словами исповедания истинного Бога и истинного человека: «Господь мой и Бог мой».

И глядя на апостола Фому, который искал радость в своей жизни, и через найденную радость в жизни нашел Бога; глядя на апостола Фому, который сомневался, что правда может быть в людях, но потом, увидев эту правду, разуверился в своем сомнении, и был истинно убежден, что правда в людях может быть, как и справедливость, как и мир, как и все то, что мы называем человеческой радостью; глядя в глаза апостолу Фоме, Господь через его взгляд, глядя каждому из нас, говорит: «Ту уверовал, потому что увидел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Блаженны те, кто сам показал пример любви к жизни через благодарность к Богу к тем, кто рядом с нами, - блаженны не видевшие, но уверовавшие. И ранее Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо воздаяние ваше много будет на небесах». Радость – это не беспечная улыбка. Радость – это уверенность в бытии Божием, которым ты преодолеваешь любые обстоятельства своей жизни. Как однажды замечательно сказал один из афонских старцев, ныне здравствующих, отец Иосиф, он сказал удивительно: «Настоящая радость человеческая не вокруг тебя, а внутри тебя».

Апостол Фома, когда эту радость нашел внутри себя, увидел Самого Христа. Так бывает и с человеком, когда эту радость он находит в себе через благодарность Богу, через молитву, общение с Ним, через преодоление сложностей Его именем. Этот человек по-настоящему становится светлым, чистым, этот человек становится блаженным, о котором и Господь сказал: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Память апостола Фомы – это память верующего человека, но очень ревнивого в своей вере. Это память человека, который исповедует Христа даже до мучительной смерти, ибо апостол Фома будет проповедовать Христа в языческих странах. Память апостола Фомы – это память о человеке, который радость начинает искать не вокруг себя, а внутри себя. И когда ее в себе находит через веру в Бога и благодарность Ему, становится по-настоящему счастливым, становится исповедником, перед ним открывается истинный Бог. Об этом сегодняшнее воскресенье.

Поразмышляем и о своей жизни. Прошла уже неделя от Светлой Пасхи. Это время укрепило ли наш внутренний мир в радости о воскресшем Христе? Стала ли эта радость единственным источником всякой радости? Стала ли эта вера в воскресшего Христа нашим невидимым присутствием видимого Бога? Поспешим стяжать ее в своем сердце. Тогда через нашу внутреннюю радость и вокруг нас все преобразится. Вместе с апостолом Фомой исповедуем веру во Христа его словами, блаженного апостола: Господь мой и Бог мой. Аминь.

1236