Об исцелении слепорожденного

06.06.2016
Просмотры: 1272

"Итак видим в сегодняшнем Евангелии, как послушание творит чудеса. Будь послушен даже в самом печальном положении твоей жизни, даже тогда, когда кажется, что вся твоя жизнь, как будто бы обложена придорожной грязью. Будь послушен слову, Евангелия, которое говорит тебе: не поддавай себя отчаянию, не отдавай себя гневу, не отдавай себя безразличию или унынию, не отдавай себя проклятью. Будь послушен Евангелию и увидишь, все, что было приложено к тебе, станет для тебя лекарством и исцелит тебя от твоей болезни. Твоя немощь может стать славой Божией, если ты будешь послушен".

Сегодня мы слышали удивительное Евангелие об исцелении слепорожденного, о том, как Господь вернул зрение человеку, у которого этого зрения и самих глаз не было от рождения. Вернемся к этому Евангелию и попытаемся растолковать не только событие происшедшее, но и тот удивительный смысл, который дает нам силу к пониманию слова Божиего и силу к тому, чтобы это слово Божие было в нас сильным, то есть действовало в нас. Ведь сегодняшнее Евангелие, которое мы читали, как и вообще Евангелие, это не только описание событий, давно бывших, это то, что происходит сейчас, и то, что может произойти сейчас. И чтобы нам понять условия этого происходящего события, мы попытаемся осмыслить Евангелие только что нами услышанное.

Христос обращает внимание на слепого человека, и тут же апостолы спрашивают его, видя, что Христос им заинтересовался: «Кто согрешил, Он или его родители?». Ну, как бы мог согрешить человек до своего рождения? Какое он мог бы сотворить зло, если он еще не родился? А он родился уже слепым. Или родители согрешили? Иногда бытует мнение, что за грех родителей в ответе дети. Об этом, впрочем, говорили некоторые древние мудрецы, да и нынешние тоже говорят, что якобы согрешения родителей или прежняя жизнь родителей передается детям. Это ложь и неправда. И Христос прямо говорит об этом, что нет до рождения никакой жизни, о том, что нет никаких перерождений и перевоплощений. Не он согрешил, ни родители его не согрешили, но родился таким, чтобы на нем были явлены дела Божии и слава Божия. Это первое очень важное откровение, которое Господь сегодня дает нам через Свое Евангелие.

Ведь мы очень часто слышим убеждение о том, что существует некое предрождение или перерождение. Все это сказки для сказочников. Бог однажды дает человеку жизнь и уже никогда этой жизни не губит, но остается она в вечности. Эта жизнь продолжится в Его Царстве. Говорит: «Чтобы на нем совершились дела Божии». Святитель Феофилакт Болгарский, толкователь Евангелия, задается вопросом: неужели для того, чтобы показать дела славы Божией, необходима боль, необходима болезнь, необходимо лишение; неужели иначе нельзя показать дела Божии, разве как не через лишение? И находит ответ на этот вопрос. Так происходит не потому, что Бог приветствует лишения человека, но потому что если человек сам ищет Бога и послушен Ему, то являются на нем дела Божии. Проще говоря, если человек сам ищет свет, то в нем становится меньше тьмы. Так же произошло и с этим слепорожденным.

Когда же Господь останавливает его, то возлагает на него брение, которое делает из придорожной пыли и Своего плюновения. Стороннему наблюдателю может показаться, какое небрежное, какое, может быть, горькое или даже дерзкое отношение к болезни человека! Разве он не нуждается в теплой ласке или в теплой руке путеводителя? А здесь в руке оказывается придорожная грязь, которой Он мажет глаза больному. И говорит ему Тот, Кто это сделал: «Пойди в купель Силоам и умойся, и будешь видеть». И вот здесь происходит удивительное, трогательное и вместе с этим поражающее мысль человека событие. Мы видим вновь творение, как Господь из ничего творит. Вспомним Бытие, когда Господь из дуновения Своего сотворил человека: взяв землю, вдунул в нее дыхание жизни и сотворил человека. Все, чего касается рука Божия, творит жизнь. Все, во что Господь вдыхает Свое дуновение, начинает дышать им, если, впрочем, захочет.

Если бы этот человек со своих глаз стер бы это бреновение, если бы он не захотел дышать этим дыханием и сказал бы с горечью: «Что Ты делаешь над моей слепотою? Неужели мне не хватает и так страданий, и ты больше еще их увеличиваешь, измазав меня грязью?». Если бы он так сказал и не стал бы дышать Его дыханием, если бы он не поверил слову услышанному, не знаем, исцелился бы он от своей болезни. Но он поверил. Сила Божия начала действовать не тогда, когда Христос поднял эту горсть земли, сделав из нее бреновение, но тогда, когда человек послушался Его и пошел по Его слову сделать то, что сказал Тот, Кто возложил на его глаза бреновение.

Слепец умылся, и глаза вернулись ему. Как некто из толкователей Евангелия говорит, что из этой глины Господь и сделал ему, сотворил, те глаза, которых у него не было. Но они не стали бы для него, этого человека, силой, если бы он не поверил.

Когда же ему вернулось зрение, мы видим удивительные происходящие события - черствость других людей. Они пытаются понять, как же произошло это исцеление. И, прежде всего, не находят ничего для того, чтобы возблагодарить давшего жизнь и возвращающего эту жизнь, исцеляющую полноту жизни. Они, как слепцы, видя, не видят и, слыша, не слышат. И начинают цепляться за все, что может убедить их в том, что невозможно ничего подобного. Почему? Ну почему бы не порадоваться исцелению другого человека? Да потому что тогда это означает, что надобно слушаться Того, Кто исцелил. А лучше бы этого не делать, потому что не хочется менять свою собственную «благополучную» жизнь. Все устраивает. А здесь - Его слово, которое идет вразрез принятым обычаям, традициям.

И вот этот несчастный человек уже слышит приговор: «Сам ты весь в грехах. Ты ли нас учишь?». Как часто этот приговор слышим мы сегодня от некоей части нашего общества, которое обращает этот приговор к разным людям, которых Господь коснулся Своей благодатью, к тем людям, которые исправили свою жизнь, которые, приняв от Бога силу исцеления, исцелились от своих немощей. Как часто мы уже на исцеленных смотрим как на больных, потому что наш искаженный взгляд, наша собственная болезнь нередко не дает видеть силу Божию вокруг нас. Плохие все: и тот, кто пытается исправиться, плох, и тот, кто исправился. Говорим: «Не верим! Мы знаем о нем другое». И та, которая стала другой и начала жить совершенно другой жизнью, и о ней говорим: «Да знаем, во грехах ты вся. И ты ли будешь нам говорить, как жить?».

Удивительно. Почти ничего не меняется. Господь касается слепых, и они исправляют свою жизнь. Но те, которые, видя явную славу Божию и исправление жизни человека, все еще мнят их больными, сами не замечая своей собственной болезни. Не будем ходить далеко за примерами. Поищем этот пример в собственной жизни, когда мы, видя, не верим, слыша, не доверяем. Когда мы, зная о явной силе человеческого исправления его собственной жизни силой Бога и силой веры в Него, все еще говорим: «Да ничего подобного. Все равно мы знаем его, или ее, таким и для нас он или она будут всегда такими».

Ни свидетельства родителей, запуганных, ни свидетельства друзей, перепуганных, – ничто не может остановить. А если кто поддержит, - смотрите, как бы вам не быть отлученными от нашего нынешнего общества, которое мы не хотим менять.

Христос встречается с этим человеком, которого выгнало общество. Представляете? Выгнало. Потому что он стал видеть. Вся его вина была только в этом. И потому что он сказал: «Тот, Кто мне вернул зрение, не может быть плохим. Он мне дал надежду, теперь я вижу. Вы мне не подавали куска хлеба, а Он мне дал возможность видеть, и я теперь сам смогу вырастить этот хлеб. Он мне вернул полноту жизни». Они выгнали его, потому что его цельность для них была неудобна. Им было удобно продолжать жить и верить так, как жили и верили они, чтобы ничего не менять в себе.

Когда же его выгнали, встретил его Христос и задал ему совершенно прямой вопрос: «Веруешь ли в Сына Божия?». «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? – спрашивает бывший слепец. – И знаешь ты о Нем и слышал ты Его, и видишь ты Его…». И теперь тот голос, который он слышал тогда, сказавший ему «сделай так», и послушавший этот голос видит Того, Кто вернул ему полноту жизни. «Верую, Господи!» - воскликнул он и поклонился Ему.

Итак видим в сегодняшнем Евангелии, как послушание творит чудеса. Будь послушен даже в самом печальном положении твоей жизни, даже тогда, когда кажется, что вся твоя жизнь, как будто бы обложена придорожной грязью. Будь послушен слову, Евангелия, которое говорит тебе: не поддавай себя отчаянию, не отдавай себя гневу, не отдавай себя безразличию или унынию, не отдавай себя проклятью. Будь послушен Евангелию и увидишь, все, что было приложено к тебе, станет для тебя лекарством и исцелит тебя от твоей болезни. Твоя немощь может стать славой Божией, если ты будешь послушен.

И еще в сегодняшнем Евангелии мы видим и пример тех, кто огорчился чистотой, изменившейся жизнью другого человека, кто огорчился тем, что плохой стал хорошим, унылый стал радостным, одинокий приобрел друзей, слепой стал видеть, грешник стал праведником. Увидели примеры этих людей. Они выгнали такого человека, не будем становиться на их сторону. И когда и в нашем окружении, и в нашем рассмотрении кто-то вдруг изменит свою жизнь, поверьте этому изменению, - Бог дышит через него. Поверив этому изменению, Господь, несомненно, коснется и твоей собственной жизни. Поддержите эту радость в человеке, который меняет свою жизнь, и скажите ему: «Несомненно, сила Божия с Тобой, береги эту силу своей собственной жизни».

И, наконец, последние слова, которые я хотел бы вспомнить из сегодняшнего Евангелия Христа: «Покуда есть свет, делайте дела Божии. Когда наступит тьма, не сможете ничего делать». Свет – это наша жизнь. Вера наша – всегда в делах. Делайте дела Божии. Как только придет тьма, то есть мы умрем и придем на суд Божий, мы уже не сможем верить. Потому что вера – это дела. Верить мы можем только тогда, когда делаем дела. Там, у Бога, мы уже не сможем ничего сделать. Все, что мы смогли, мы уже сделали в своей жизни. Будем спешить, пока есть свет, делать дела света, через это послушание исцелять себя и через благодарность Богу поддерживать исцеления тех, кто исправляет свою собственную жизнь. И да поможет нам в этом Свет, имя которому Христос. Аминь.

1272