О следовании за Христом

26.08.2016
Просмотры: 1111

"Последуем за апостолом Петром смело и решительно. Последуем за ним, чтобы всегда быть со Христом. Последуем и примеру Самого Христа – научимся твердой молитве, тишине жизни, упованию на Бога. Научимся среди многоголосья слушать не рев волн и свист ветра, а голос надежного, любящего отца – иди ко Мне. Будем идти на этот голос всеми силами своей жизни, и Господь подлинно исполнит Свое слово: там, где Я, там и вы будете со Мною".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас поздравляю с воскресным днём и попразднством дня Преображения Господня! В сегодняшнем Евангелии мы слышим удивительную историю о силе человеческой веры и силе Божественной любви, историю, которая не может не поражать внутренним своим содержанием. И для размышления над Священным Евангелием я хотел бы вновь перечитать его на русском языке для лучшего понимания церковнославянского, усвоения трудных слов и рассуждения об этом Евангельском благовестии.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии, благовествуя, говорит следующее. Евангелие от Матфея XIV, 22-34.

Во время Своей земной жизни, вовремя Своего служения человеку, Господь и Спаситель Христос показывал образ должного упования и служения Богу. Этот образ Господь показывает нам. Многое что делал Сам Господь, в чем Он не нуждался, как об этом замечает толкователь Евангелия святитель Феофилакт Болгарский. Вот что он говорит о том, как Господь взошел на гору, чтобы помолиться: Сам Христос не нуждался в молитве, ибо есть истинный Бог; но совершает это для того, чтобы показать нам, как надобно угождать Богу, показать нам путь, который проходит Сам. Удивительное милосердие Божие!

Господь не говорит нам – делай так или делай так. А Сам делает и показывает – подражай Мне! И молитва на этой вершине показана нам для того, чтобы мы знали, что подвиг молитвы и общения с Богом каждого из нас направляет верной духовной дорогой. И самое лучшее время молитвы – это время вечернее или даже ночное, когда все страсти внешние, заботы и хлопоты отходят на второй план, в сторону. И если есть в тебе силы и ревность, используй это время для своего общения с Богом.

Еще в сегодняшнем Евангелии из удивительных примеров, которые показывает нам Господь, мы видим то, как Христос понуждает Своих учеников оставить Его. Ученики так горели ревностью о Господе. Они не хотели даже на мгновенье Его оставлять. Они хотели все время пребывать с Ним. Но Господь понуждает их оставить Его для того, чтобы никто не мог укорить Его в себялюбии, как об этом замечает блаженный Феофилакт – показывает и нам пример. Всякое служение, всякая дружба с другим человеком должна зиждиться не на прославлении имени собственного, а прежде всего на общем искании истины. Не мне вы служите, но Богу. Не ради меня мы совершаем некие собрания, и не ради какой-либо личности мы вместе встречаемся, но ради того, чтобы, пребывая вместе, послужить Богу.

Удивительный пример крайнего смирения, которого нам нередко так не хватает в жизни. Бывает так, что даже в обычной беседе мы говорим: «вот я же звал, я же был, я же все делал; но где же все то, что должно бы прилежать моему старанию?». Все это чаще всего в нас говорит наше себялюбие, наша собственная гордость, в которой, когда мы и делаем доброе дело, ищем не славы Божией, а славы себе. И здесь Бог показывает нам путь удивительного смирения. И когда кто-то из нас скажет, что так привязан, что не может оставить другого, ради чего не пришлось бы разлучиться, Господь приведет нам в пример этот случай, сегодняшнее событие.

Впрочем, видим и еще удивительный пример, который Господь сегодня показывает нам в Евангелии. В четвертую же стражу, это уже глубокой ночью, Христос пошел по воде, как по суху, к Своим ученикам. Для Бога нет ничего невозможного. И Господь не потому попирает естество и как бы нарушает естественный закон, который положил в основание жизни природным явлениям, что отвергается от этих законов, не потому попирает их, эти законы, что они являются несовершенными, но потому, что Сам является законодателем этих законов.

И вот что происходит дальше. Увидев идущего по морю Христа, ученики, которые находились на середине моря, которые боролись с волнами, которые боролись во время шторма, и некоторые из них, должно быть, уже сомневались и отчаивались, что когда-то этот шторм прекратится, и вообще что они останутся живы, вот в этот самый крайний момент внутренних напряжений, – и должно быть они молились горячо, и, должно быть, некоторые из них говорили: был бы здесь Христос, остались бы мы с Ним, не послушались бы мы Его, не ушли бы, все было бы по-другому – в этот самый крайний момент веры и сомнения является Господь, идущий по морю.

Страх. Страх стал естественным проявлением человека маловерного, человека, который в центр всей своей жизни ставит самого себя. Как часто мы боимся за свою собственную жизнь во время любых обстоятельств именно тогда, когда мы себя ставим в самый центр этой жизни. Представьте себе, если бы воины, которым говорят вставать в атаку, чтобы защищать свою землю, свой дом, свою любовь и свою веру, в этот момент боялись бы и в центр всего ставили свою жизнь: «это же может повредить мне», «я боюсь за себя». Такой страх сделал бы их предателями перед лицом тех, ради которых они пошли защищать жизнь, свой дом.

Видите, как бывает: маловерие и страх приводят человека к еще большим грехам. Но что же произошло там, у этой лодки с апостолами? Испугавшись и увидев Христа, они думали, что это призрак. Многие из них – правда, все они были рыбаками – много рыбачили и слышали множество историй, которые повествуют о том, что если в море увидеть что-то идущее по воде, это верный знак грядущей гибели. Христос ободряет их: «это Я, не бойтесь!». И опять мы с вами смотрим в собственную жизнь, как в тот самый корабль, которого кидает по волнам житейского моря то в одну, то в другую сторону.

Как нередко и у нас бывает так во всех наших смущениях: Господь, находясь рядом с нами, говорит нам «не бойтесь!», когда мы молимся и взираем на Его святой образ, когда мы открываем Евангелие и в Евангелии видим Его, Самого Бога, когда мы приступаем к Святым Тайнам и причащаемся Божественных Плоти и Крови Господа; как часто, когда мы видим приблизившегося к нам Господа, мы все еще продолжаем бояться, и не слышим Его самой прямой и первой просьбы: не бойтесь, это Я – Я с вами, стоит перестать паниковать, стоит перестать бояться, стоит начать спасать свою жизнь.

Апостол Петр, как и все другие ученики, изумлялся увиденным. И апостол говорит Христу, он произносит такие трогательные, такие удивительные слова, на которых я хотел бы остановить наше с вами внимание, слова, которые может сказать только по-настоящему любящий человек. Что говорит апостол? – «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе». Апостол Петр не говорит – «я хочу пойти к Тебе»; он не говорит, что «я хочу обладать такой силой, перед которой и море стало бы сушей; он не говорит о себе как о повелителе бури или каких-либо внешних страстей, он не ставит себя в центр этой жизни и не произносит это губительное, которое так часто губит нас, «я». Он говорит: повели мне прийти к Тебе, скажи мне это сделать – не мне дай силу это делать, но позови меня к Себе. Христос отвечает: «Иди!».

И вот перед апостолом эта громадная стихия моря, бушующего и волнующегося, эта громадная стихия, в которой невозможно жить человеку, эта громадная стихия, которая стольких поглотила – и, должно быть, и друзей апостола Петра, рыбаков, которые не возвращались в свои дома и навсегда оставались в морской пучине, – эта стихия, которая одновременно и кормила столько людей, давая пищу к пропитанию, но и многих забирала к себе, становится, как агнец. Он ступает и идет по морю.

Святитель Феофилакт Болгарский далее замечает: посмотри, что делается с Петром – великую стихию он укротил своей верой. Слышишь, верой своей укротил великую стихию. Верой не в себя, верой не в свои силы, верой не в то, что он может все, а верой и упованием на Бога, Который может все. Ты, Господи, мне помощник и мое упование. Ты, Господи, станешь на водах. Ты, Господи...

И вот говорит блаженный Феофилакт: смотри, апостол Петр укрощает великую стихию и, увидев и почувствовав ветер, боится стихии малой, и начинает тонуть. Но и когда тонет, усомнившись от малой стихии, взывает изо всех сил – «Помоги мне, Господи!»; и спасен, и рядом со Христом, и на корабле, и спасены все.

Как часто и в нашей жизни вера зовет нас выйти на добрый подвиг, и мы как будто бы на море становимся твердо в этом подвиге. Этим подвигом может быть и наша молитва, и наш пост, и наша добрая жизнь, и наше послушание, и наше незлобие: когда вокруг все бушует, а ты продолжаешь удерживать свой язык, как будто бы, если бы ты поддался этому бушеванию и отверз бы свой язык, ты как будто бы открыл трюмы и погиб бы в этом бушующем море. Как часто ты твердо стоишь в своей вере, но стоит почувствовать какое-то дуновение соблазна, как ветер, что-то донесло до тебя: какие-то звуки или даже слова, какие-то чьи-то смущения или какие-то чьи-то зловония, как воздух испорченный; как только достигает до тебя этот ветер, как нередко, стоя на зыбкой тверди, ты поддаешься соблазнам маловерия – маловерия, которое тебя выхватывает из рук Божиих, или, даже сказать совершенно правильно и честно, поддавшись которому, ты себя сам вырываешь из Божиих рук.

Сколько погубило маловерие! Стоит вспомнить в своей жизни как нередко эти крики там, в этой мгле, которые донеслись до нашего сердца и уха, входят в наше сознание. Как часто мы доверяем этим страхам и этим пустым словам, и самое страшное, в этом маловерии и в этом смущении, в этих соблазнах мы перестаем слышать голос Христа, Который – тогда апостолу Петру и сейчас каждому из нас – говорит: «Иди!». Мы останавливаемся, мы начинаем бояться, мы начинаем сомневаться: «а вдруг…», «а если…», «а неужели…», «а неужели это так?». Мы начинаем все больше и больше поддаваться этому ветру и нередко тонем.

Апостол Петр – удивительно любящий человек, ревнивый и горячий, настолько преданный и по-настоящему «камень» – восклицает из глубины своего маловерия, которое мало-помалу вместе с этим морем начало топить его в себе: «Помоги мне, Господи! Помоги мне, Господи…». Петр ищет правду не в себе, апостол Петр ищет правду не в других. Он не идет этим ложным путем, на который часто нас толкают: «а этот человек прав или нет?»; «а этот, посмотри, как; а тот, а третий…? – вот видишь, сколько уже их – значит нет этой правды, значит нет ее в них, нет ее и вокруг, и в тебе!». Как часто наши мысли начинают губить нас, когда мы эту правду ищем во всех: все злые, все плохие, все вокруг плохо, нет никакой правды, все это выдумки, все это только рассказы, ничего нет.

Апостол Петр не поддается ни этим соблазнам, ни этим страшным выводам, которые похожи на морское дно, став на которое, уже не поднимешься. Он правду ищет только в одном – в Боге: Господи, помоги мне. Не другим стать хорошими, не другим вокруг. Он не говорит: «Господи, прекрати этот шторм, останови эту бурю вокруг». Он не говорит: «Господи, утишь этот ветер, чтобы не дул, и я как-то выкарабкаюсь, я же могу плавать, но если бы не шторм, я мог хоть как-то доплыть до корабля». Он не говорит: «Господи, все вокруг успокой». Он просит: «Спаси меня, я тону». И не потому, что я плох или хорош, а потому что без Тебя мне, хорошему или плохому, не жить. Слышите? Без Тебя, Господи, не жить – ни со всеми своими «хорошестями», ни со всеми своими слабостями. Только Ты мое спасение, и тогда слабость можно преодолеть, и тогда хорошее будет жизнью. Но только Ты, Господи, спаси меня.

Христос спасает апостола Петра, как и спасает Своих апостолов, как и спасает Свою Церковь, как и спасает каждого, кто ищет этого спасения. Став христианами, одев на себя крест, мы как будто бы вышли, чтобы идти по воде, очень зыбкой и опасной. Но не будем поддаваться смущению, маловерию, не будем поддаваться страхам, не будем все просчитывать по-человечески, чтобы не просчитаться. Будем твердо уповать на Бога.

А что же это означает? А это означает твердо идти к Нему своей дорогой. Это означает поддерживать тех, кто желает спасения. Это означает: не озираться по сторонам на всевозможные соблазны и лживые призывы и слова. Это означает никогда не впускать в свое сердце соблазн и маловерие. Это означает и самому никого не соблазнять в маловерие, не подталкивать человека к отчаянию. Это значит идти за Христом. Это значит слышать слово, которое Спаситель говорит апостолу – «Иди!», и слушаться этого слова во всем: в мелочах и в больших газетных статьях, в простом общении и в искренних, добрых чувствах по отношению к другим людям – во всем искать правду Христову.

Спаситель, впрочем, сказал апостолу Петру: «Маловерный, маловерие чуть не погубило тебя». Сегодня Спаситель с любовью это говорит и мне, когда я захлебываюсь в своей жизни. Он только ждет, чтобы я воззвал из своей жизни к Нему, и готов всегда спасти меня. И когда спасает, то говорит мне о том, что эта опасность происходила от меня самого. Не то губит, что снаружи, а то губит, что в моем сердце, в моей душе. Вот страшный корень маловерия, приносящий горькие плоды страданий, одиночества, мучений и бесконечной боли.

Последуем за апостолом Петром смело и решительно. Последуем за ним, чтобы всегда быть со Христом. Последуем и примеру Самого Христа – научимся твердой молитве, тишине жизни, упованию на Бога. Научимся среди многоголосья слушать не рев волн и свист ветра, а голос надежного, любящего отца – иди ко Мне. Будем идти на этот голос всеми силами своей жизни, и Господь подлинно исполнит Свое слово: там, где Я, там и вы будете со Мною. Аминь.

1111