О нашей немощи и Силе Божией

26.08.2016
Просмотры: 1576

"Сила Божия, подлинно, в немощи совершается. Но немощь эта начинается от осознания силы слова Божия, которым мы живем, к которому мы не примешиваем свои человеческие измышления, к которому мы не примешиваем свой человеческий опыт, который мы оставляем в себе в целости и сохранности. Тогда Господь ответит человеку, какою силою делает это. И непросто ответит, но даст эту силу, откроет, если хотите, источник этой силы и самого человека сделает источником этой силы. Как некогда Он сказал общающейся с Ним самарянке: тот, кто вкусит той воды, что Я дам, никогда больше не будет жаждать, но сам сделается источником живой воды".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас поздравляю с попразднством праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Таин. Сегодня за Божественной литургией мы вникали в слова Священного Писания. И сегодня мы стали свидетелями удивительного диалога, который произошел между Христом и теми, кто вопрошал Его о том, какой силой Господь творит чудеса – какой силой Господь творит чудеса милосердия, любви, чудеса, которыми восстанавливает свободу человека.

Прежде чем мы поразмышляем над этим, зададимся вопросом, который нередко бывает в нашей собственной жизни. Вот почему же Господь, как иногда кажется, как будто бы оставляет нас без Своего участия, без Своей силы? Почему же, как иногда кажется, как будто бы Господь отступает от нас? Вроде бы всю свою жизнь, все свои поступки мы направляем, чтобы служить Ему, но вот бывает так, что эта сила как будто бы нас оставляет. Или еще нередко бывает в нас вопрос – почему же нам не удается что-то сделать? Вот хотим мы что-то сделать, но как будто бы нечто мешает нам. Как и апостол говорит: бедный я человек, что хочу сделать доброе, не делаю, а злое совершаю. Кажется, что совершенно все очевидно и понятно. Но когда дело доходит до самого дела, до самого поступка, как будто бы некая сила оставляет нас, и мы, только размышляя, говоря, не делаем этого.

И вот сегодняшние совопросники спрашивают у Христа: какой силой Ты делаешь это? На что Христос ответил: спрошу и Я вас о том – Крещение Иоанново от человек или с неба? Что же означал этот вопрос? Этот вопрос означал, что те слова, ту проповедь, которую произносил Иоанн Креститель, призыв к покаянию – что это было? Нужда времени? Это было некое народное благочестие, это было некое народное движение или это было повеление Божие?

Почему этот вопрос важный? Потому что нередко в нашей собственной жизни основой для поступков является наше собственное человеческое размышление. Когда мы понимаем, что хорошо или что плохо, но поступаем так, потому что так подсказывает наш нередко искаженный грехом и неволей греха человеческий опыт. Еще проще скажу. Мы поступаем так, потому что не всегда доверяем силе слова Божия и ориентируемся на свое собственное измышление.

Господь никогда не говорит нам иносказательно. Он говорит нам совершенно прямо – поступай так или поступай так. Он прямо определяет, что есть черное и что есть белое; что добро, а что зло; что угодно Ему, а что Ему не угодно. Но вот наша искаженная человеческая свобода нередко смешивает это белое с черным, превращая все в серое; нередко смешивает слово Божие с нашим собственным человеческим измышлением. Мы знаем, что так делать нельзя, но делаем. Почему? Потому что руководствуемся не доверием слову Божиему, а своему собственному человеческому измышлению.

Когда Христос задал этот вопрос: проповедь Иоанна Крестителя, крещение, которое он совершал, призыв к покаянию, который он совершал, откуда был – от людей или от Бога? Бог жаждет исправления человеческой воли? Бог жаждет святости человеческой жизни? Или это крещение было от людей, которое было шагом, направленным, как сказал бы современный человек, на некое примирение с миром сим гибнущим? Вопрошающие Христа задумались: если скажем – с неба, то тогда Христос скажет – почему же вы тогда не послушались? Если скажем – от людей, то люди возмутятся, потому что знают, что Иоанн – пророк. И вот здесь, в этом внутреннем размышлении и сомнении скрывается вся трагедия нередко нашей собственной человеческой жизни.

Мы знаем, как надо, но не делаем этого. И когда кто-то по-человечески говорит нам «делай так, потому что так хочет Господь», мы нередко эти слова относим лишь только к человеческой воле, хотя знаем, как надобно делать, но не делаем этого. Что бывает после этого? Ложь. Люди, которые спросили Христа, поразмышляв в себе, ответили Христу: не знаем. Хотя знали. И первое, и второе их предположение, несомненно, упиралось в само небо. Знали, но солгали. И сказали: не знаем, откуда это крещение. На что Христос ответил им: и Я вам не скажу, какою силою делаю это. Я вас лишу этой силы. Я вам не дам эту силу.

Сила Божия, подлинно, в немощи совершается. Но немощь эта начинается от осознания силы слова Божия, которым мы живем, к которому мы не примешиваем свои человеческие измышления, к которому мы не примешиваем свой человеческий опыт, который мы оставляем в себе в целости и сохранности. Тогда Господь ответит человеку, какою силою делает это. И непросто ответит, но даст эту силу, откроет, если хотите, источник этой силы и самого человека сделает источником этой силы. Как некогда Он сказал общающейся с Ним самарянке: тот, кто вкусит той воды, что Я дам, никогда больше не будет жаждать, но сам сделается источником живой воды.

Сегодняшнее Евангелие, как обращение Божие к каждому из нас, ставит нашу совесть на грань честного ответа перед самим собой и перед Богом. Может быть, не стоит больше говорить «не знаю», может быть, стоит сознаться в том, что это слово Божие, которым стоит жить. А если я им не живу, то я согрешаю против слова Божия. И никакие оправдания не могут меня искупить от этого греха – кроме покаяния. Стоит только покаяться, искренне признать свою слабость перед правдой Божией и возжаждать эту правду, захотеть жить этой правдой, и тогда Господь даст нам силу – что хочу доброе, желаю, делать, а что не хочу, злое, не делать. Стоит белое назвать «белым», а черное «черным», доброе «добрым», а злое «злым», и тогда все станет на свои места в должном свете пред светом Божиим, появится перед нами. Об этом сегодняшнее Евангелие.

Будем размышлять над ним. И когда мы встретимся лицом перед выбором, поступком, словом, делом, больше не будем говорить «не знаю», но, зная «как», будем делать по этому слову, изо всех сил стараться жить этой правдой, и тогда эта правда сделает нас сильными пред Богом. Аминь.

1576