Дважды возрожденный

29.08.2016
Просмотры: 1812

Сегодня исполняется пятнадцать лет возрождению Успенской Второафонской Бештаугорской обители – монастыря с, казалось бы, очень короткой историей, продлившейся полтора десятилетия от основания до закрытия в годы государственного атеизма, и в то же время глубоко укорененного в истории афонского монашества и ставшего продолжением византийского монастыря, который находился у горы Бештау более тысячелетия назад.

Одна из главных вершин региона Кавказских минеральных вод не могла не привлечь монахов-выходцев со Святой Горы Афон. Здесь, на Бештау, напоминавшем им, наверное, Афонскую гору, они основали в 1904 году монашескую обитель.

Впрочем, за много столетий до этого на сем месте уже подвизались иноки: у подножия горы во времена древней Алании (IX в.) существовал византийский монастырь. Есть сведения, что руины этой обители были видны на склонах горы еще в начале XX столетия. Можно сказать, что Второафонский монастырь стал возрождением той, древней обители.

Настоятель Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря иеросхимонах Герасим (Попов) направил для устройства обители иноков Иоанна и Сергия. Монастырь строился в память царя-миротворца Александра III, одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму – дом для настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. Рассказывают, что место строительства указал святой праведный Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на привезенных фотографиях. Пока велись работы, начинатели обители разместились в землянках, вырытых в горе. 16 сентября 1904 года настоятель Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря отец Герасим прибыл с двадцатью насельниками в монастырь.

Решение Святейшего Синода об учреждении монастыря было принято 12 ноября 1904 года. Освящение обители состоялось 28 ноября 1904 года, и посвятили ее Успению Пресвятой Богородицы.

Более пятидесяти насельников Успенского Второафонского Бештаугорского монастыря регулярно совершали богослужения, принимали паломников, вели активную миссионерскую и просветительскую деятельность, в том числе встречаясь людьми, приезжавшими на лечение на минеральные воды.

Братия придерживалась строгого афонского устава, обитель сразу стала значительным паломническим центром. Для говения во время Успенского поста в обитель стекалась масса верующих, иногда до пяти тысяч человек. Ежегодно в день святых Кирилла и Мефодия из Пятигорского Спасского собора на Бештау совершался особый детский крестный ход из учащихся церковно-приходских школ курортов. Монастырь помогал множеству бездомных и нищих. Были устроены гостиница для паломников, больница, сырозавод на молочной ферме, искусственный зарыбленный пруд, цветочная оранжерея.

С начала Первой мировой войны в города Кавказских минеральных вод хлынул поток раненых. Часть из них приютили у себя монахи, одновременно монастырь оказывал материальную поддержку фронту.

Но прошло совсем немного лет, и после октябрьского переворота 1917 года в истории обители началась совсем другая страница; на много лет монашеская жизнь здесь была прервана.

Впрочем, еще раньше, в 1905 году, монастырь пострадал от революционных бесчинств. Ночью 23 сентября около десяти человек с ружьями и револьверами ворвались в монастырь. Злоумышленники пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля. Однако братия смогла отпугнуть нападавших звоном в набат, и злодеи убежали из монастыря.

В 1927 году большевики в первый раз закрыли обитель, однако протесты и возмущение народа достигли такого накала, что братия вновь получила возможность вернуться в монастырские строения. В начале 1929 года последовала новая волна гонений. Монастырь на горе Бештау ликвидировали вновь, насельники были изгнаны, некоторые из них подверглись арестам и ссылкам.

Закрыв монастырь, богоборцы на этом не остановились: в перестроенных помещениях был создан санаторий ГПУ. Здания и территория обители использовалась под разные нужды, а в пятидесятые годы все было полностью разрушено. И все-таки, несмотря на разорение святого места, люди из года в год приходили на гору Бештау для молитвы.

В 1997 году на месте, где находился монастырь, пятигорские казаки установили поклонный крест в знак начала возрождения обители. 21 июня 1999 год здесь был совершен чин закладки храма во имя великомученика Георгия Победоносца.

28 августа 2001 года, день освящения Георгиевского храма, стал днем второго рождения Второ-Афонского монастыря. Он вновь стал центром миссионерского служения, просветительской работы, местом притяжения людей всех возрастов. Так, с 2004 года на территории монастыря проводится ежегодный молодежный форум «Зеленый Афон», собирающий сотни ребят.

После образования в 2011 году Пятигорской и Черкесской епархии правящий архиерей архиепископ Феофилакт стал насельником святой обители, а с 2012 года – ее священноархимандритом (настоятелем).

 

Об Успении Пресвятой Богородицы 
рассказывает архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Как и прежде, многим из необходимого насельники обеспечивают себя сами. Действует пекарня. Братия трудится на монастырской пасеке, собирая ежегодно мед, а из пчелиного воска изготавливают свечи. Издается монастырская газета «Второафонский листок».

А еще в обители действует музей – он открылся в 2015 году при поддержке Пятигорского краеведческого музея. Экспозиция помогает паломникам, жителям и гостям городов-курортов узнать об истории христианства на Северном Кавказе.

– Два момента побудили нас к созданию музея, − рассказал владыка Феофилакт. – Первый − это желание продолжить тысячелетнюю традицию, потому что на Руси монастыри всегда были центрами науки и культуры: в монастырях создавались первые русские летописи, собирались материальные памятники. Второй мотив − это необходимость создать строго научный источник информации о христианстве на Кавказе и об истории монастыря. Слушая некоторых гидов, сопровождающих паломнические или туристические группы, которые ежедневно бывают в нашем монастыре, просто диву даешься, какие сказки способны выдумывать люди.

В 2014 году началось строительство соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы – так замыкается круг времен, и вновь на склоне Бештау будут сиять кресты Успенского храма.

Наталия АЛЕКСАНДРОВА

По материалам сайтов Пятигорской епархии,
Бештаугорского монастыря
и открытой православной энциклопедии «Древо»

 

1812