О силе отцовской любви Спасителя

06.09.2016
Просмотры: 1090

"Сегодняшнее Евангелие – это откровенный разговор Господа Спасителя Христа с каждым из нас. Господь не бранит нас, не ругает, не оставляет нас. И хотя говорит «доколе буду с вами?», то прежде всего говорит о том, что стремится на Голгофу, чтобы там принести Себя в жертву о каждом из нас. Не говорит, что желал бы оставить нас и покинуть, не говорит, что больше не имеет в Себе силы, чтобы любить нас, но, напротив, стремится на Голгофу, чтобы пролить там за нас Свою Божественную Кровь и искупить от греха. Сегодня Господь по-отцовски, с такой необыкновенной силой любви заглядывает в самую суть, душу, каждого из нас, чтобы найти там себе жилище. Если Господь это жилище найдет в нас, поверьте, и наши дети своим домом всегда будут называть наш дом. Если Господь найдет в нашем сердце для Себя место, поверьте, в сердцах наших детей самым важным местом и любовью будут их родители, которые по-настоящему для них есть ожившая икона, образ Божий".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю с праздником Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И об этом торжестве мы еще будем размышлять. Но сейчас вместе с вами я хотел бы обратиться к Евангелию, которое мы только что слышали и поразмышлять над этим открытым голосом Божиим, который произносится каждому из нас. Ведь чтение Евангелия за Божественной службой – это не веление какой-либо традиции, это нужда, без которой не жить человеку. Человеку не жить без слова Божия, ибо всякое даяние благо дается человеку словом Божиим.

И я хотел бы вместе с вами вновь вспомнить Священное Евангелие – то, которое мы слышали, перечитав его на русском языке для лучшего понимания и усвоения церковнославянского языка. Сегодня апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит нам следующее, повествуя об одной очень удивительной истории. Евангелие от Мф. XVII, 14-23.

Сердце каждого из нас сжимается с особой болью тогда, когда мы видим наших страдающих близких. И особенно эта боль пронзительна тогда, когда страдают самые дорогие нам люди – наши дети. Болезней детей в наше время стало так много. Пожалуй, трудно сегодня увидеть и услышать семью, которая бы говорила о своих детях, к которым не прикасается болезнь. Этих болезней много. Но самое больное и самое глубокое, ранящее до глубины наше сердце – это болезни, которые развиваются с возрастом детей.

Сегодняшний отец говорит о своем сыне, что его в новолуние, этого сына, охватывает страшное возмущение, которое бросает его то в огонь, то в воду. Отец говорит горькое признание. Этот сын как будто бы не принадлежит этому отцу. Он не повинуется ему, а повинуется некой другой силе. Об этой силе каждый бы родитель сегодня сказал так: «Мы этому не учили наших детей. Но посмотрите, какая сила их ухватывает и полностью поглощает в себе».

К большому сожалению, эти злые силы все чаще и чаще вырывают наших детей из наших рук. Привязанности, привычки, зависимости – как будто бы поднимается некая луна, которая повелевает нашим детям следовать за ней, и они уже не слышат наших голосов. И когда мы им говорим и зовем их по имени, они как будто бы считают наши голоса чужими. С болью отец и мать говорят: сын, или дочь, совсем меня перестали слышать; что только я не говорю, что только я не делаю – ничего не помогает; какая-то сила забирает моих детей у меня. И это не только физическая болезнь. Говоря эти слова, произнося их, я думаю, каждый понимает, о чем я говорю - это еще и внутренние зависимости, которые обуревают нашими детьми.

Этот несчастный отец говорит Христу: «Я приводил его к Твоим ученикам. Они ничего не смогли сделать». Как нередко говорит и родитель: знаете, мы читаем Слово Божие, мы пытаемся дома молиться, мы даже ходили в храм и заказывали сорокоуст; мой сын, или моя дочь, исповедовались, причащались, но посмотрите, ничего не помогает. Этот несчастный ребенок все больше и больше вязнет в своих зависимостях. Какой-то чужой голос ворует его и для этого ребенка становится главнее и важнее голоса отца и матери – ничего не помогает. Христос на это отвечает отвечает удивительной любовью Отца. Он говорит о том, что этого человека обуял злой дух – так толкует это удивительное повествование блаженный Феофилакт Болгарский. Христос говорит о том, что причиной этой болезни, источником этой болезни является неверие, которое вселилось в сердце не этого ребенка, а прежде вселилось в сердце отца.

Источником болезни наших детей нередко является дурной пример жизни собственных родителей. Какой же это пример? Это пример, когда мы говорим о Боге, но не исповедуем Его, то есть не живем Его словом. Мы говорим Слово Божие и читаем Слово Божие, но как будто бы к этому слову относимся, лишь только как к созвучию интересных мыслей, но не силе собственной жизни. Проще говоря, жизнь собственных родителей не ухватывается этим словом, слово Божие не воплощается в них. Они остаются такими же гневливыми, раздражительными, склочными. Они друг с другом постоянно ссорятся в семье, они постоянно друг другу произносят какие-то упреки, они постоянно друг другу говорят обидные слова в присутствии своих детей. Они сами никогда не молятся. Приходит пост – не постятся. Приходит время покаяния – не чувствуют за собой грехов. Находят себе столько оправданий! И что же с детьми? Они теряют своих детей.

Зависимость от этого злого духа, который приходил и мучил ребенка, стала возможной тогда, когда отец сам потерял в себе силу веры, силу благодатной жизни, когда он жил, как ему казалось, как все – обычной жизнью, и ребенка своего любил лишь только для себя. И это отдельная печаль, которая нередко делает детей наших зависимыми. Когда наш собственный эгоизм распространяется настолько глубоко, что и любовь к детям лишена видения нами в них образа и подобия Божия – мы их любим для себя, мы их зовем к себе, мы их учим слушаться себя. А если бы мы их учили слушаться Бога, как и сами слушаемся. А если бы мы их учили стремиться к Богу, как и сами стремимся. А если бы мы свою жизнь наполнили не зависимостью от нашего переменчивого настроения, а от благодарности Богу. Если бы свою собственную жизнь наполнили глубоким смыслом настоящей духовной жизни – открытой, интересной, яркой, в которой было бы место и надежде, и прощению, и хорошему, доброму чтению, и интересным паломничествам. Одним словом, чтобы в жизни было все по-настоящему, тогда бы демон не нашел бы места в этом ребенке.

Сегодня очень часто приходится слышать эту боль от родителей – мы теряем своих детей, они увлечены каким-то виртуальным, выдуманным миром, их не оттянешь от экранов современных средств связи, они как будто бы туда целиком ушли. Это потому, что их реальный мир перестал их радовать. Их реальный мир перестал любить в них образ и подобие Божие. Их реальный мир перестал видеть в этих детях не объект своей любви, а стремление к любви Божией. «О, род неверный и лукавый, - говорит Господь, - до каких пор я буду с вами?». И знаете, когда я читал эти слова Священного Евангелия вместе с вами и вникал в них, то горечь и боль коснулись самой глубины души. Ведь эти слова Господь обращает к каждому из нас. И наше неверие, и наше лукавство каждому из нас понятно и ясно, когда мы отмахиваемся от самого главного и дорогого в жизни - от своей собственной веры, когда мы ей пользуемся так редко, что она, подобно некогда плодородному полю, зарастает сорняком, и уже нет места для нас в ней, и ей нет места в нас. О, род неверный и лукавый – это не слова обвинения, это слова правды, которую видит Бог. И пока мы не увидим в себе свое неверие и свое лукавство, и пока мы в себе самих не искореним его, дети наши так и будут терять нас, так и будут зависимы от других слов и от других призывов.

Господь обращается к отцу этого ребенка. Впрочем, и исцеляет самого ребенка, и повелевает злому духу выйти из него. Когда же ученики наедине остались со Христом, то говорят Ему - почему мы не могли это сделать? «Потому, - говорит Господь, - что маловерны»: то есть, зная о вере, ей мы не всегда пользуем, наполняем свою жизнь. Кто не знает, что лжесвидетельствовать грех? Но кто не лжесвидетельствует? Кто не знает, что не почитать своих родителей грех? Но сколько из нас забывают об этом, забывают в молитвах своих родителей, хранят в своем сердце обиды и горечь по отношению к ним!

Кто не знает о поклонении Истинному Богу? Но кто из нас не ищет временных божков и не говорит, что самое главное в жизни – это, и как редко произносят, Бог. А что только не произносят, что только не называют главным в своей жизни, но только не Его! Кто из нас не знает заповеди Божии иные, которые Господь дал нам: и когда мы прикасаемся к чужому, и когда смотрим на то, что не принадлежит нам, и когда в свое сердце пускаем страсти, и вскипанием крови – разве не знаем, что согрешаем? Знаем. Разве не останавливаем себя? Не всегда. Разве не повелеваем своей вере стать против всего этого? Не всегда. А отсюда: страдаем сами и теряем своих собственных детей, которые становятся зависимыми от того, от чего зависимы и мы – только не от Бога.

Сегодняшнее Евангелие – это откровенный разговор Господа Спасителя Христа с каждым из нас. Господь не бранит нас, не ругает, не оставляет нас. И хотя говорит «доколе буду с вами?», то прежде всего говорит о том, что стремится на Голгофу, чтобы там принести Себя в жертву о каждом из нас. Не говорит, что желал бы оставить нас и покинуть, не говорит, что больше не имеет в Себе силы, чтобы любить нас, но, напротив, стремится на Голгофу, чтобы пролить там за нас Свою Божественную Кровь и искупить от греха. Сегодня Господь по-отцовски, с такой необыкновенной силой любви заглядывает в самую суть, душу, каждого из нас, чтобы найти там себе жилище. Если Господь это жилище найдет в нас, поверьте, и наши дети своим домом всегда будут называть наш дом. Если Господь найдет в нашем сердце для Себя место, поверьте, в сердцах наших детей самым важным местом и любовью будут их родители, которые по-настоящему для них есть ожившая икона, образ Божий.

Как же исправить все, если мы уже потеряли или почти потеряли своих детей? Прежде всего – исправить свою собственную жизнь. Как и Спаситель говорит: род сей изгоняется постом и молитвой. Начни трудиться над своей собственной жизнью. Поверь, ты сохранишь заповедь – она станет лекарством для твоего ребенка. Поверь, твоя собственная молитва и вера станут врачами для твоего дитя. Но только не на один день, только не на одну неделю, не на одно мгновение. А пусть это станет правилом твоей собственной жизни. Об этом говорит нам Господь. Удивительная сила Отца, Который Свою любовь нам дарит и дарит нам силу нашего отцовства, а для наших матерей – материнства, к нашим детям. И эту силу всегда обновляет Своим присутствием, Своим участием в нашей жизни тем, что Он всегда с нами.

Сегодня Господь исцелил этого несчастного ребенка. Но прежде исцелился отец. Пусть сегодня отцы и матери, которые здесь молятся, исцелятся от своих недугов, от своих страстей, от своих страхов, от своего маловерия. Принесем Богу наше покаяние и через это исцеление откроем щедрую руку Божию, милости, для наших детей. Аминь.

1090