Об осуждении и оправдании делами

06.09.2016
Просмотры: 851

"Господь на Своем суде только скажет нам: «Да будет так». А творить его над нами будут дела. А поэтому, когда мы размышляем об этом, мы должны изо всех сил своей собственной жизни стремиться к тому, чтобы наши дела - наши судьи, были бы милосердными, были бы оправданными, стали бы для нас не горьким сожалением, а проблеском, хоть малой, но надежды". 

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас приветствую с попразднством торжества Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Таин и радуюсь тому, что в этот день мы вместе совершаем нашу молитву. Сегодня наша любовь и наша благодарность к почившему отцу Вячеславу собирает нас в этот девятый день со дня его смерти здесь, в храме, чтобы мы вместе могли о нем помолиться.

Предание нашей Церкви говорит о том, что после своей смерти тело возвращается в землю, а душа бессмертная приходит в Царство Божие. И в течение сорока дней над этой душой совершается суд Божий. И сначала этим судом становятся мытарства, как об этом говорит нам Предание Церкви, которые возвращают человека ко всем поступкам и делам его собственной жизни. Что же за суд Божий совершается над человеком?

Если мы внимательно обратимся к опыту самой Святой Церкви, который выражен соборным мнением святых отцов, то узнаем, что судом Божиим станут наши собственные поступки. Именно по ним Господь будет судить каждого из нас. Господь не произнесет иных слов, кроме как: да будет тебе по твоей вере или по твоему слову, или по твоим делам. По преданию с девятого дня душу восхищают, и она видит всю свою жизнь, проходя испытания мытарствами.

Когда мы живем и оглядываемся на опыт своей жизни, то нередко судом своей жизни мы ставим свой собственный суд и становимся себе судьями. И этот суд нередко мы отталкиваем не от Священного Евангелия, не от слова Божия, но от своих собственных человеческих измышлений. Мы говорим себе заповеди не для того, чтобы испытать себя в них, а для того чтобы найти хотя бы одну, которой думаем оправдаться за всю свою жизнь. Свой суд нередко мы строим на том, что смотрим на других людей и, говоря о них, судим себя с особым милосердием: их, конечно, судим жестко, но себя судим с милосердием, и многое готовы оставить себе и простить себе. Это ложный суд. Этот суд ложный, потому что в основе его мы ставим свои собственные измышления и себя делаем судьями. Впрочем, даже не себя судим, а скорее судим других, чтобы в осуждении их и в обвинениях себя как будто бы лишить осуждений и обвинений.

Именно поэтому Спаситель, особенно в дни памяти наших почивших близких и родных, когда они нам напоминают о скором грядущем суде Божием, говорит: каким судом судите, таким и вас будут судить; какою мерою мерите, такой мерой и вам будет отмерено. Это означает, что всякий суд, в котором мы видим грехи других, но не замечаем своих, будет обрушен и на нас самих. Всякий суд, в котором мы других не прощаем, но горько осуждаем, будет являться основой и суда над нами самими.

Пожалуй, вся сила и любовь суда Божия заключается в том, что Господь принимает каждого из нас в совокупности и в поступках своих собственных дел. На Страшном суде судьями мы сами себе будем. Но при этом мы не будем отвечать, объясняя почему поступили так или иначе, а лишь только стыдливо, с болью и поздним раскаянием будем смотреть на дела, которые сделали и в которых не раскаялись, которые совершили, но в которых не принесли своего исправления, которые сами сделали и в которых себя оправдывали, глядя на других людей.

Господь на Своем суде только скажет нам: «Да будет так». А творить его над нами будут дела. А поэтому, когда мы размышляем об этом, мы должны изо всех сил своей собственной жизни стремиться к тому, чтобы наши дела - наши судьи, были бы милосердными, были бы оправданными, стали бы для нас не горьким сожалением, а проблеском, хоть малой, но надежды. 

Какие же добрые дела Господь принимает в оправдание нам? Те, которыми мы сами не оправдывались; те, которые мы совершали во славу имени Божия; те, которые мы не ставили как лицемерное изображение своей жизни, а те, которые были ее сутью, смыслом, те дела, которые мы совершали с любовью и благодарностью Богу. Они станут нашим оправданием на суде.

И пока у нас еще есть время, коль скоро Господь дает нам мгновение собственной жизни, будем искать эти дела, совершать их, сделаем их естественной основой нашей собственной жизни. Будем понимать, что вся наша жизнь – это восхождение к великому суду Божиему, к суду, который бывает нелицеприятным и беспристрастным, к суду, который мы сами вершим себе своими делами и поступками.

Сегодня, в день девятый кончины дорого отца Вячеслава, я зову всех вас молиться о его покойной душе; о том, чтобы его добрые дела стали добрым ответом на Страшнем Судище Христовом. Зову всех вас молиться о блаженном его упокоении и о прощении его грехов вольных или невольных, чтобы тогда, когда Господь будет взирать на всю его жизнь, Господь слышал и наши надежды, и наши молитвы, видел и нашу любовь, и верность почившему батюшке.

В этот день я также зову всех вас размышлять и о своей собственной жизни – жизни быстро проходящей и скоротечной, чтобы нам успеть в своей жизни совершить такие дела, которые стали бы нам добрым ответом на Судище Христовом; жизни такой, которая была бы в полном смысле этого слова созвучной нашему призванию, которое Господь явил, создав нас по образу и подобию Своему.

Будем размышлять и сейчас, когда станем служить панихиду на могиле покойного отца Вячеслава и о том, что однажды и над нами возвысится могильный холм, увенчанный крестом. А посему всю свою жизнь сделаем жизнью настоящих, верных и верующих, любящих и преданных христиан. Сегодня мы молимся о упокоении почившего отца Вячеслава. Молимся и о себе самих. Аминь.

851