Особенности певческой работы с детьми воскресной школы

06.06.2017
Просмотры: 36351

В последние годы ярко прослеживается тенденция возрождения духовных основ музыкального хорового творчества. Долгое время православная музыка была вычеркнута из репертуара хоровых коллективов. Была разрушена сама система духовного хорового пения, многочисленные церковные хоры-все это было уничтожено. Хоровая музыка стала как бы отрезанной от своих истоков;знаменных и монастырских распевов, церковного обихода. В настоящее время активно возрождаются церковно-певческие традиции. Открываются все новые храмы и при каждом из них создаются хоры певчих, а также хоры воскресных школ.

В настоящее время, при каждом храме обязательно действует воскресная школа. Детей там обучают не только Закону Божию, но и основам православного пения. Дети поют детские песни духовного и нравственного содержания, изучают церковные гласы, разучивают обиходные и авторские богослужебные песнопения. Для детей пишут духовные песни композиторы: М. Малевич, И. Болдырева, Е. Богданова и др., выпускаются специальные нотные сборники. 

На первом этапе дети знакомятся с основными молитвами, распеваемыми простейшими употребительными напевами (напр."Отче наш"; т. наз. "обычным напевом", "Царю Небесный" во глас 6-й киевского распева, "Богородице Дево" во глас 4-й киевского распева, "Достойно есть" во глас 8-й киевского распева и др.)Богослужебный репертуар при этом выбирается на основе сложившихся музыкально-хоровых традиций храма, в котором совершается богослужение. 

Обучение церковному пению происходит на элементарном материале обиходных гласов, которые очень просты по своей структуре. Обычно глас имеет от двух до четырех "колен" (попевок), небольших по диапазону и плавных по голосоведению. Так как "колена" в течение всего напева гласа неоднократноповторяются, они хорошо запоминаются учащимися. Обучение начинается с пения в один голос и мелодико - гармоническая организация гласа позволяет это. По мере развития вокально - хоровых навыков у детей, гласы можно исполнять двух-, трехголосно. Вообще церковные песнопения исполняются исключительно a caрpella, что, несомненно, развивает слух учащихся. Но в процессе разучивания песнопений возможно и даже иногда необходимо пользоваться инструментом, особенно в работе над двух- и трехголосием.

Также огромную пользу для развития вокально-хоровых навыков оказывает изучение такого древнего  пласта духовной музыки, как знаменный распев. Знаменный распев строго одноголосен, его мелодика основана на поступенном движении звуков в сравнительно небольшом диапазоне (составлявший квинту, сексту, редко — октаву).

Одной из важнейших задач обучения детей церковному пению является задача – научить понимать богослужебные тексты церковных песнопений. Конечно, сначала должна быть проведена работа над словом, и потом уже над красотой звука. Необходимо осмысление текстов песнопений, звучащих на церковнославянском языке, понимание того, о чем поется в каждый момент богослужения.

Глубина исполнения, стилевая точность церковных песнопений во многом зависят от глубины осмысления содержания словесного текста. Пойте разумно – одно из главных требований богослужебного пения. Тогда на смену внешним приемам выразительности, поверхностной фразировке, резким перепадам нюансов, штриховой и агогической нарочитости приходят естественность и простота, чистота и возвышенность, сердечность и искренность, благоговейность   «надмирность» - то, что изначально заложено в духовных творениях.

Другая стилистическая особенность православных песнопений связана с выразительностью произнесения и подачи слова. Литургическая манера чтения должна сохраняться в певческой практике как одна из основ речевой манеры пения. По церковно-славянски слово произносится так, как пишется. Например: припадем, а не припадём; убоятся, а не убояца; святаго, а не святого и т.п. В пении духовных песнопений, особенно более древней традиции, редукция звуков (т.е. ослабление звучания гласных в безударном положении, свойственное разговорной речи) отсутствует, ибо все они протягиваются, а тем самым и проясняются. Верное воспроизведение церковно-славянского текста, понимание его смысловой нагрузки и фразировки, донесение красоты каждого слова и точное его артикулирование являются важным моментом в исполнении православной музыки, так как сама эта музыка возникла из слова как усиление его воздействия, подчеркивание его сути.

Работая над текстом песнопений, не следует забывать о дикции, о четкости его произношения. В церковной практике наиболее приемлемой является академическая манера пения. Из известных разновидностей вокального звука в академическом хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всём диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. Основное правило дикции в пении – быстрое, четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. В практике существует образное сравнение: «гласные – река, согласные – берега». Характерные недостатки дикции детей: - вялость артикуляции (малоподвижные  губы, скованность нижней челюсти, плохо открывается рот), отражается не только на дикции, но и на чистоте интонации, качестве звука. Этот недостаток необходимо сразу же устранять путем мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц.

Советский педагог Д. Е. Огороднов рекомендовал прием - при открытии рта пальцы контролируют мягкость щек, протыкая их. Иногда наоборот - утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности. Нередко вначале обучения пению не поют, а просто декламируют текст песни. Им необходимо объяснить, что петь - значит тянуть звук (как на скрипке) т.е. протяжно исполнять каждый гласный звук. Следующий немаловажный вопрос темп и равномерность пения. Не всегда закон симметричного ритма применим к церковным песнопениям. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов и где песнопения не связаны с ритмичностью движения. Особенно это касается речитативных песнопений. Тексты нужно петь небыстро и ровно, немного замедляя темп на дикционно трудных фрагментах текста, а также, если в строке встречается подряд несколько односложных слов,  емп замедляется и ритмическая доля речитатива укрупняется по сравнению с основной.

Отдельного разговора заслуживает такая важная сторона исполнительства, как звук. К сожалению, наши дети, воспитанные на массовых песнях и эстрадных шлягерах, и духовную музыку поют прямолинейным, форсированным, открытым звуком, пытаясь поразить слушателей всевозможными звуковыми эффектами. Или, увлекаясь новыми веяниями и занимаясь по различным системам, исполняют ее взрослыми, вибрирующими голосами, уходя от традиций «ангельского» звучания детского голоса. Необходимо постоянно следить затем, чтобы обучающиеся пели и разговаривали  без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых. Громкое пение  /«пение-крик»/ ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Ребенок может лишиться голоса или получить какие-то певческие заболевания. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя. Особенно аккуратно нужно относиться к певческому голосу в  период мутации, занятия пением в это время должны проходить  с учетом щадящего режима или вовсе прекратиться.  Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Эта музыка – благодатная почва для вокального воспитания хорового коллектива, так как изначально она основывалась на певческой практике, а не на абстрактных композиторских изысканиях. И лишь погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, заложенных в песнопениях, трепетное отношение к тексту, естественная, идущая от сердца выразительность, помогут в нахождении истинных звуковых красок. 

Репетиционное время должно быть регламентировано в зависимости от возраста обучающихся: младшие школьники – 45 минут, подростки – 1 час 30 минут с перерывом в 15  минут. Нельзя допускать большого разрыва в возрасте учащихся в одном хоровом коллективе. Хоровые группы должны формироваться так, чтобы возраст обучающихся, например, в средней группе хора был от 10 до 13 лет, младшей – 7- 9 лет. В противном случае, это влечет несоответствие вокально-хоровых возможностей одних детей в отношении других, разнятся возрастные психологические особенности. 

Примерный план урока:

-Распевание хора. Распевание хора организует и дисциплинирует обучающихся, способствует  образованию певческих навыков /дыхание, звукообразование, правильное  произношение гласных/,  создает эмоциональный настрой и вводит голосовой аппарат в работу с постепенной нагрузкой. Принципы певческого дыхания при работе с детьми в основном те же что и со взрослыми, однако необходимо учитывать возрастные особенности детей. Наблюдаемое часто у детей в младшем возрасте поверхностное дыхание - следствие слабого развития диафрагмы, а так же межреберных и грудных мышц. Стимулом для развития дыхания в этом возрасте является дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох и т. д. Во время пения необходимо следить затем, чтобы дети не поднимали плечи.

Следующим этапом урока являются упражнения по развитию слуха и музыкальной грамотности. Здесь применимы упражнения из хорового сольфеджио. Далее - разучивание новых песен или песнопений и повторение ранее выученных песен или песнопений с целью лучшего усвоения и улучшения качества исполнения.

Заключение.

Самое главное в работе с детьми в воскресной школе — сочетание любви и строгости. Нужно любить детей, чтобы дети отвечали вам взаимностью, но вместе с тем нужна строгость. Это не означает, что нужно все время ругаться — учитель должен быть справедливым, он должен постараться сделать так, чтобы дети полюбили и его, как педагога, и хоровое пение. А для этого нужно много работать. Пению, как любому искусству, необходимо учиться терпеливо и настойчиво.

Литература.

1. Осеннева М. С. , Самарин В. А. «Хоровой класс и практическая работа с хором»

2. П. Халабузарь, В. Попова, Н. Добровольской «Методика музыкального воспитания» – «Музыка» ,2000; 

3. Д. Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» - «Музыка» ,1972;

4. Т. И. Королева, В. Ю.Перелешина «Регентское мастерство» – М.; ПСТГУ 2010

5.П.И.Сикур «Церковное пение» – М.;«Русский Хронографъ»,2012

36351