«И сегодня мы задумаемся над ответом на этот важный вопрос своей жизни. Впрочем, мы знаем ответ на него. Самое важное - этим ответом начать жить. Что же мне делать?»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Как стремительно происходит наша жизнь, проходит, совершается, делается, созидается и истощается. И в этой стремительности, в этой быстрой изменчивости для человека совершенно свойственно искать нечто постоянное, на что можно было бы опереться.
Вместе с этим, есть и еще одно внутреннее убеждение, которое некоторых подвигает совершать такие поступки, о которых можно было бы сказать «ну, до лучших времен». Как будто бы нынешнее время не самое удобное. Как будто сегодняшний день не самый лучший.
В сегодняшней евангельской притче мы встретили двух разных людей с одним и тем же вопросом: «как поступить в этом дне?» Как поступить в этом дне, в котором нет опоры? Как поступить сейчас, когда непонятно, что будет потом? Что же делать? Что мне делать? – говорит человек бедный, неимущий, человек, который болен или в одиночестве, человек, который оказался в цепких руках тяжелых обстоятельств жизни, говорит: «что мне делать?»
И то же самое говорит совсем другой, богач, у которого уродился большой урожай, и ему, как сказал бы современный человек, очень повезло. И первый, не знающий, чем укрепить свою немощь, и второй, не знающий, что делать со своим богатым урожаем, задают одинаковый вопрос: «что мне делать?»
И если первый, этот вопрос задает от естественной нужды, как молитвы, задает его от внутреннего упования на Бога: «Господи, что мне делать?» В том смысле: Господи, каким удивительным промыслом Ты ответишь на мою нужду? То второй говорит: «что же мне делать, чтобы потом больше ничего не делать?» Такой богатый урожай.
И находит выход: сломаю мои житницы, построю побольше, чтобы все то, что уродилось, собрать на долгие годы и сказать своей душе: «ешь, пей, душа, веселись, на долгие годы у тебя сложено». И уже кажется, что совершенно не страшно смотреть в будущее, если сейчас у тебя есть то, что ты можешь прижать к себе, чем ты можешь утешать себя, говоря: «никакие обстоятельства не смогут изменить теперь счастья в моей жизни».
И в этой притче Христос говорит: «безумец, в ночь сию у тебя возьмут твою душу. Кому ты все оставишь?» В этом образе двух совершенно разных противоположных по своему внутреннему миру людей есть нечто, что их объединяет.
И первый, и второй предстоят перед Богом. И первый, и второй перед Ним совершенно одинаковы и равны. Не в том смысле, что и один, и другой, как будто бы ничего не имеющий или имеющий, имеет одну и ту же участь, а в том смысле, что равно Бог любит и первого, и второго. И о первом заботится, и второму даёт.
У Василия Великого есть такие интересные слова. Он говорит: почему же Бог богачу дал богатый урожай? Потому, - говорит, - что показывает нам Свое долготерпение. И когда мы говорим о богаче или о нищем, начиная размышлять о том, что и один, и второй задаются одинаковым вопросом: «что же делать? как мне потратить свою жизнь и как мне жить?».
Так вот, давая урожай богатому, показывает Свое долготерпение. И таким богачом является каждый из нас, который, просыпаясь утром, выходя из дома, получает словно богатый урожай своей жизни, получает словно некое богатство – свою жизнь, которую он мог бы сегодня же потратить для любви, верности, дружбы, счастья других людей.
И один, и другой выходят в жизнь с тем, что дал ему Господь. И если первый надеется на милость, и поэтому сам остается человеком милостивым, и человеком внимательным, человеком благодарным, с большой верой и глубокой надеждой, потому что с этой надеждой заглядывает в душу каждого – найти в ней для себя утешение. То второй словно закрывает глаза на весь мир, чтобы не видеть его нужды, думая, что этим мраком, который он создает в своей жизни, он может в этой темноте и в этой ночи сохранить себе свое.
Я не вижу другой боли. Я не вижу чужих надежд. Я не вижу чужой протянутой руки. Я ничего не вижу. И не потому, что лишен этого зрения, а потому, что ослеплен только заботой и любовью к себе самому. Заботой и любовью, которая, впрочем, превращает жизнь человека в мрак.
Именно поэтому Христос и приводит такой яркий, понятный и убедительный образ. В ночь сию душу твою возьмут у тебя. В ночь, не в том смысле, в котором мы можем предположить, как время суток, а в том ужасе, в котором оказывается человек, который закрывает свои глаза на все другое и видит только себя самого. Этот человек мало-помалу погружается в мрак своей жизни. Сердце, которое питает только себя, всегда ненасытно.
И хотя закрома полны, как говорит святитель Феофилакт Болгарский, и хотя урожай богат, да душа пуста. И хотя вокруг всего, кажется, так много, да внутри, в сердце, в душе, не оказалось ничего: ни милости, ни сострадания, ни заботы.
Прожить для себя – это значит бесконечно ломать житницы своей жизни. Прожить для себя – это значит постоянно перестраивать для себя самого, как богатеющего не в Бога. Это все под себя подстраивать. Сначала будет мало одного, затем другого. Сначала мало земли, а затем мало того, что сложено в ней. Сначала не любишь одного, а затем обманываешь ложной любовью к другим иных. Сначала теряешь дружбу, перестаешь верить другому, и уже мало этого, а затем тебе все равно – кто дружит с тобою. И так до бесконечности человек ломает свои житницы жизни, задаваясь единственным вопросом: «что же мне делать?» Да, жить.
Святитель Иоанн Златоуст писал, что самые лучшие и надежные житницы – это утробы нищих. Не в том только лишь понимании, в котором можно было бы разглядеть эти слова, в самом прямом своем и заметном смысле.
Самая лучшая житница – это сердце твоего друга – вложи в него свою дружбу. Самая лучшая житница – это душа твоей жены или мужа – вложи в них свою любовь. Самая лучшая житница – это бесконечное небо милосердия Божиего – будь и ты милосердным к другим под этим милосердным небом. Самое надежное вложение твоей силы, твоей молодости, твоей жизни, твоего ума, твоей свободы – это вера.
И когда ты веришь Богу, тогда Он на тебя смотрит глазами очень многих людей. Поверь этому взгляду. Каждый из нас, начиная свое утро, как будто бы получает богатый урожай, как будто бы получает неисточимое и удивительное богатство жизни. И как распорядиться им, несомненно, зависит от нас самих. И на вопрос «что же мне делать?», надобно обязательно вспомнить тех, которым ты однажды подарил слова обещаний своего присутствия в их жизни.
Что же мне делать? Нужно обязательно заметить людей по дороге твоей жизни. И моя работа – это быть человеком рядом с людьми. Не высокие заборы строить, а открывать житницу своего собственного сердца. Ведь, воистину, чем-либо обладает только тот, кто это отдаёт другим.
Ты можешь быть богатым в любви тогда, когда любишь. Ты можешь быть богатым в дружбе тогда, когда сам дружишь. Ты можешь быть богатым человеком за столом своей жизни, вместе со своей семьей тогда, когда за этим столом есть место для другого человека. И сыт ты будешь тогда, когда хлеб разделяешь с другим. Тогда он полезнее и сытнее.
И сегодня мы задумаемся над ответом на этот важный вопрос своей жизни. Впрочем, мы знаем ответ на него. Самое важное - этим ответом начать жить. Что же мне делать? Аминь.
1 декабря 2024 года. Михайловский храм станицы Советской (Государственной).