«Это жуткая история, которая, впрочем, кажется, не закончилась. Сколько голов было отсечено руками своих собственных родителей, голов детей и убитых во чреве, и измученных страстями родителей в своей жизни. Сколько было в детях убито веры. Сколько было попыток убить любовь, убить саму жизнь».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители нашего замечательного поселка Орджоникидзевский Карачаево-Черкесской республики, наши дорогие братья и сестры паломники, дорогие гости, сегодня мы совершаем здесь престольное торжество, чествуя святую великомученицу Варвару.
Ее жизнь удивительна, хотя по меркам человеческим она была недолгой. Но за свои недолгие годы жизни святая великомученица Варвара смогла достичь самого главного – она уверовала в истинного Бога. Годы ее жизни, которые проходили в воспитании ее отца Диоскора были, конечно, наполнены совершенно другой внутренней идеей, смыслом жизни.
Сам Диоскор был убежденным язычником и так воспитывал и свою дочь. Он рано потерял свою жену, и поэтому всю силу своей отцовской любви он посвятил своей дочери. На этот момент жизнеописания можно было бы сказать: как же хорошо, когда родители находят утешение в детях. Так и должно быть. И он все делал, чтобы его дочь была человеком счастливым.
Но вместе с этим, желая своей дочери такого вот счастья, и желая, чтобы она выросла человеком внутренне собранным, он воспретил ей выходить из дома, построил для нее большой замок, и там ее от всех спрятал. Да, иногда бывает такая эгоистичная родительская любовь. Когда, с одной стороны, родитель говорит: «я желаю для тебя лучшего», а, с другой стороны, делает невозможной свободу жизни своих собственных детей. Как бы наступает им постоянно, переходя им дорогу, что называется, не давая возможности вздохнуть полной грудью. Иногда излишнее попечение родителей, которое является воплощением не столько любви, сколько страстной привязанности, является опасным в семье.
Варвара хотя и испытывала такое отношение отцовское к себе, и не имея возможности общаться со своими сверстниками, однако же задумывалась от разговоров со своими учителями, наставниками о том, как же был создан этот мир, для чего он создан.
Она не могла поверить, что мир может быть создан как темница, хотя и просторная, хотя и очень удобная – та темница, что для нее построил отец. Она не могла поверить, что в этом мире все вокруг очень плохо. Она не могла уяснить в своей жизни, что дружить, общаться может быть очень опасным. И надо отвернуть от всех голову и следовать слепо повелению своего родителя. Она бы в это не верила, потому что она не чувствовала любви к себе.
И хотя была очень юна, но в своем возрасте она понимала, что настоящая любовь никогда не делает человека рабом, а всегда делает человека свободным. Любить – это не значит держать около себя крепкой рукой. Любить – это, значит, напротив, открыть свою руку и показать своей любви весь окружающий мир – посмотри, как Бог великой Своей любовью этот мир создал для нас.
Варвара задумывалась о смысле жизни, потому что она понимала, что в этой ее душной жизни, душной от того, что не давали ей возможности, что называется, найти в этой жизни настоящую искреннюю любовь и дружбу, она искала смысл. Неужели так она и будет, хотя и знатной, богатой, но рабыней? Неужели так она рабыней и останется страсти своего отца и его желаний? Шло время. Через некоторое время отец начал говорить с Варварой о самом для него главном – надобно делать выбор. И теперь к нему в дом приходили знатные и состоятельные женихи, чтобы овладеть сердцем удивительной, умной, кроткой, смиренной, красивой и очень сосредоточенной Варвары, по-настоящему не испорченной, а именно собранной воедино. Она тогда уже для себя открыла через познаваемый окружающий ее мир главную мысль – не могут созданные человеческими руками боги создать этот удивительный красивый мир. Боги, которые постоянно враждуют между собой, которые забавляются человеческими судьбами, не могут они создать этот красивый и стройный мир.
Этот мир мог создать только такой Создатель, Который есть воплощение красоты, свободы, силы, любви, милости, воплощение того, что мы называем жизнь. Когда отец услышал от Варвара решительный ответ, что она не желает ни с кем связать свою жизнь, он почувствовал, что, наверное, его отцовская забота была слишком строгой, и дает ей возможность общаться с друзьями, приобрести друзей.
Как сказал бы современный человек: ну, пусть немножко развеется, пообщается с подругами, и тогда, возможно, поймет о том, что такое главный смысл жизни. Но не давший ей самого главного — любви, он просчитался в своих надеждах. Потому что Варвара полюбила Того, Кто стал для нее самым важным откровением в жизни. Среди тех, с кем она познакомилась, все это происходило в начале IV века, кстати сказать, в современной Сирии. Удивительно. Именно в этой древней земле, где сейчас проливается жестоко кровь, где сейчас проливается кровь христиан, там и жила Варвара.
Она познакомилась с одним священником, и тот рассказал ей о Христе, Которого она так любила, но не знала Его имени. И, пожалуй, в этом самое удивительное чудо Варвары. Она всегда любила Того, Чье имя узнала от этого священника. И тогда ее сердце особо воспламенилось, душа ее осветилась, и она приняла святое крещение. И когда отец ее вернулся после долгих своих разъездов и сказал ей снова о своем желании, тогда она исповедовала перед ним имя Святой Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа и поклонилась Господу и Спасителю Христу. Гневу отца не было предела.
Здесь бы порадоваться отцу, что Варвара полюбила. Порадоваться бы ее отцу, что она полюбила Бога. Порадоваться тому, что в ее тесной жизни, которую он сделал такой тесной, оказалось столько места для Неба. Ему бы порадоваться счастью своей дочери. Но как же он гневался. Даже во время разговора с ней он выхватил меч и хотел было уже тогда же казнить свою дочь.
Сердце его клокотало ненавистью, потому что этому сердцу держаться было не за что. Это сердце всегда требовало свое и себе. Это сердце ничего не умело говорить, кроме как «а мне», «а я», «а какая мне выгода?», «а я хочу так». Сердце этого человека было страстным сердцем. Все, к чему бы он не прикасался, он делал принадлежностью себе. Такой принадлежностью себе хотел он сделать жизнь своей дочери – я тебе скажу, за кого выходить замуж, я тебе скажу, как жить. Не потому, что это тебя сделает счастливой, а потому что я так хочу. Мне так выгодно, мне так надо. Так я усилю свою власть, так я увеличу свое богатство, так я прославлю свое имя. И не важно, что в этом не будет твоего имени.
Когда же Варвара сказала об имени Христа, сердце несчастного Диоскора, так звали ее отца, было охвачено таким страшным гневом и ненавистью, что, как уже сказал, он и тогда был готов убить свою дочь. Она убежала от него, скрывалась. Потом ее нашли. Он приволок ее к себе домой. Отдал ее правителю города, язычнику и сказал: пока она не поклонится моим богам, пока она не будет такой, как я, пока она не примет то, что я хочу, пока она не станет исполнять мои приказы, она мне больше не дочь, делай с ней, что пожелаешь. Ее предают страшным мукам. Сначала ее уговаривают отречься от веры. Она этого не делает. Затем начинают ее мучить.
Сам Господь и Спаситель является ей и утешает ее, и называет ее Своей невестой. Она горячо искренне верит, что приступила, приблизилась к самому важному, главному и единственному счастью в своей жизни – послужить Богу, послужить правде. Такой правде, в которой нет человеческого расчета, такой правде, в которой нет этих самых хотелок, говоря языком современным, такой правде, в которой есть та правда, что готова отдать себя заложником ради нас. Отец не себя отдал истязателем, и не сказал: мучьте меня, что я так неправильно воспитал свою дочь, - как ему казалось. А отдал ее, свою единственную любимую дочь, которую так любил горячо, мучителям и истязателям.
К большому и горькому сожалению, и в наши времена нередко родители делают детей заложниками терзающих их страстей. Когда эти истязатели живут в доме, и когда родители кланяются им, когда живут они неблагочестивой жизнью, когда поражены разными страшными пороками и грехами, этим порокам и грехам, как истязателям страшным и коварным, подлым и жестоким, и немилосердным, отдают своих детей.
В конце концов, претерпевши много испытаний и страданий, Варвара твердо следует своему выбору. Вместе с одной из жен Иулианией, которые там же, видя такие удивительные подвиги этой юной девушки, видя ее веру, и видя ее хотя и мучимой, но счастливой, тоже исповедует Христа и становится рядом с ней. В конце концов, Диоскор, ее отец, сам убивает свою дочь, отрубив ей голову.
Это жуткая история, которая, впрочем, кажется, не закончилась. Сколько голов было отсечено руками своих собственных родителей, голов детей и убитых во чреве, и измученных страстями родителей в своей жизни. Сколько было в детях убито веры. Сколько было попыток убить любовь, убить саму жизнь.
Но Бог дивен во святых Своих. Варвару похоронили с почестями. После православные христиане приходили к ней, просили у нее помощи, много получали исцелений. А еще, спустя много времен, ее честные мощи через княгиню Варвару оказываются в Киеве, где и по сей день находятся. И кажется, так по-особенному, так остро и так правдиво сегодня звучит житие Варвары.
Находится она там, в матери городов Русских, находится в месте, где нынешние потомки Диоскора пытаются отсечь от народа его веру, как некогда Диоскор отсекал голову у своей дочери. Отсечь у народа его единство, его силу, его надежду. Кажется, что, как и тогда, и сегодня потомки Диоскора пляшут перед правдой, которую, как им кажется, удалось пленить.
Но Бог не бывает поругаем. Кстати, Диоскор очень плохо закончил свою жизнь. Во время грозы в него ударила молния, и он был испепелен. От него осталось только имя. Имя, впрочем, стало нарицательным, как отец Диоскор Варвары – как тот, кто убил свою дочь.
Святая Церковь, сохраняя очень трепетно и живо память о верных своих чадах, сегодня молится святой великомученице Варваре, чтобы ее молитвами обезумевшие могли бы прийти к покаянию, молится святой Варваре, чтобы перед этим безумством не терять никакой надежды, не терять веры, не бояться быть с Богом.
Молится Варваре, чтобы ее молитвами Господь умножил в нас нашу веру, чтобы ее молитвами нам не быть причастными, наследниками царства тьмы, но, чтобы молитвами ее быть наследниками Царства Света.
Мы молимся Варваре, чтобы она сохранила и наших детей, и от жестокой ненависти, и от лицемерной любви, и от надменности, и гордости, и от пороков. Мы молимся святой Варваре, чтобы наши дети знали имя единого и истинного Бога, и этим именем наполняли свою жизнь.
И, конечно, сегодня мы молимся святой великомученице Варваре, как молятся наши братья и сестры и там, в землях страдающей Украины, о том, чтобы Господь привел нас к Своей правде. Мы особо горячо молимся ей, мощи которой почивают там, в Киеве, чтобы ее образом и подвигом веры Господь вернул потерявшим веру их веру, вернул потерявшим любовь настоящую любовь, ее молитвами вернул бы обезумевшим благоразумие, чтобы ее молитвами Господь привел нас к Царству Своей правды, к тому, что Он Сам сказал нам: «мир Мой даю вам». Аминь.
17 декабря 2024 года. храм великомученицы Варвары поселка Орджоникидзевский, КЧР