«Ты нам мешаешь - так и говорил царь Ирод о Христе. Ты мешаешь мне - так говорят и сегодняшние потомки Ирода царя, когда говорят о своих детях, которым еще только предстоит прийти в мир, но уже они в утробе, облачившись в плоть матери и отца, готовятся прийти в этот мир. Иродовы дети говорят им: «ты нам мешаешь, не время, не сейчас». Мне еще надо поцарствовать, повластвовать. Как это очень лживо, лукаво и горько облачается в слова – «пожить для себя»».
Всечестные отцы, дорогие братья-казаки, дорогие братья и сестры, я радуюсь тому, что сегодня вместе с вами разделяю торжество пришествия в мир Господа и Спасителя Христа и здесь, в Гражданском, мы совершаем Божественную литургию. Поздравляю причастников с Причастием Святых Христовых Тайн.
Радость и переживание, свет и праздник, печаль и горечь всегда бывают очень близки друг к другу. И надо сказать, что второе, печальное и горестное, наступает тогда, когда место уступает первое. Вот как только радость в сердце место уступает смущению или сомнению, наступают печальные времена. Как только торжества и живости жизни уступают место болезни и унынию, наступают горькие времена. Как только правде приходит смена лжи, когда правда отступает, наступают времена мрачные.
И в сегодняшнем дне мы вспоминаем событие, которое стало тоже неотъемлемой частью истории человеческой жизни, но которое от одного человека распространилось болью на многих. Вот когда кто-то говорит, что от одного человека мало что зависит, это не так.
И вот сегодня Ирод, который беснуется и боится потерять свою власть о рождении Христа Спасителя, приказывает избить до смерти всех младенцев в Вифлееме, чтобы его власти ничто не угрожало. За несколько дней того времени было убито 14 тысяч младенцев. Они стали первыми мучениками за Христа.
Мы знаем, что откровением ангела Божиего Святое Семейство было спасено. Но от воли одного человека, от ненависти одного человека, от страха одного человека как много пострадало семей, как много пострадало людей. Иногда кому-то может показаться: «да, что другим по отношению к моему внутреннему настроению или устройству?» Но злобная гримаса на лице, дурное слово, колкий упрек, раздражительное общение – все это становится родоначальником смерти. Может быть не в прямом смысле этого слова, но родоначальником смерти в другом человеке надежды, радости, благодарности, искренности.
Одно твое лживое слово, что Иродов приказ - пойти и погубить начатки того, что может поколебать власть царя. Одно твое оскорбительное слово, то, что неведомо тебе, как свидетелю, где-то что-то услышал, передал кому-то, сказал, «ну так, мол, говорят», для кого-то может стать началом самой горькой и печальной жизни.
Ирод боялся за себя. Но убив 14 тысяч младенцев, смелее не стал. Он очень боялся потерять свою власть, слыша от волхвов, что в мир пришел Царь и Спаситель, но царем не остался. Он сам, кстати, жизнь свою очень печально завершил. Испугавшись младенческого плача и убив его, чтобы он не мешал ему жить так, как ему хочется, долго он не прожил.
Иродовы страхи, Иродовы переживания, если так можно сказать, Иродовы опасения сегодня нередко касаются и сердец наших близких. Когда в мир должен прийти человек, а этому даже еще не родившемуся человеку говорят: «не увидишь ты света Божиего, не увидев его, ты навсегда останешься во тьме».
Ты нам мешаешь - так и говорил царь Ирод о Христе. Ты мешаешь мне - так говорят и сегодняшние потомки Ирода царя, когда говорят о своих детях, которым еще только предстоит прийти в мир, но уже они в утробе, облачившись в плоть матери и отца, готовятся прийти в этот мир. Иродовы дети говорят им: «ты нам мешаешь, не время, не сейчас». Мне еще надо поцарствовать, повластвовать. Как это очень лживо, лукаво и горько облачается в слова – «пожить для себя». Царь Ирод для себя и жил. И чтобы добиться своего лживого счастья, он шел на все. И 14 тысяч, подумайте только, убитых душ для него было ничто.
Человек, который привык переступать через правду, плевать в глаза любви, человек, который привык бить по лицу надежде, всегда так поступает. Он желает избавиться от того, что навсегда станет на нем несмываемой горечью крови и печали. Там, где в сердце царствует неправда, вокруг наступают скорбные времена. И от одного человека, повторюсь, очень многое зависит. И кем бы этот человек ни был, (да, мы сегодня говорим о царе Ироде), но кем бы человек ни был, если в своей собственной семье, если в своей собственной жизни он ненавидит еще нерожденное, то чем он не Ирод?
Если в своей собственной семье он переступает через дружбу, через слова обещаний, искренности, преданности, чем он не Ирод? Если в своей жизни он выбирает удобное для себя, только для себя, чем он не Ирод? Если в своей жизни он выбирает только то, что удобно ему самому, и в своей жизни он кроме себя самого никого и ничто не видит, чем он не Ирод?
Сегодня, вспоминая это очень горькое событие в жизни людей, нашей с вами, мы, прежде всего, сегодня вместе с убиенными младенцами Вифлеемскими, молимся и о тех, кто пострадал за правду. Те младенцы ничего ответить не могли. Ни у кого из них не спросили: «ты ли Христос?». Они еще и говорить-то не умели.
Те младенцы оставались людьми с удивительной внутренней свободой и радостью. Они погибли в радости, потому что все, что они сумели сделать, родившись, это только порадовать своих родителей и удивляться увиденному миру. Они в своей жизни еще не сделали ничего, что могло бы опечалить эту жизнь. И вместе с ними мы поминаем и тех, которые в годы разных гонений, преследований также по-младенчески любили свою веру, свою Церковь, свою семью, также любили то, что было дорого их родителям.
В этот день памяти Вифлеемских младенцев мы, молясь им, первым исповедникам Христовым, просим, чтобы их молитвами в нашей жизни силу света продлить через себя самих. Чтобы их молитвами в нашей жизни силу надежды и любви продлить, не давать места страху, унынию, отчаянью, не оставлять места для сомнений или для опасений.
Сегодня, в дни Рождества Христова, оборачиваясь на опыт человеческой жизни, и видя разные примеры: и доблести, и честности, и святости, и трусости, и подлости, и гнилости, в эти дни мы каждый для себя избираем то, что навсегда останется основой света в нашей жизни. Конечно же, мы жаждем света Христова, и не бояться, и не жить Иродовой жизнью – для себя, а жить жизнью Христовой, ибо на то Он и родился, чтобы не Ему послужили, а Он послужил каждому из нас, нашему спасению для жизни вечной. Аминь.