О промысле Божием

29.03.2025
Просмотры: 204

«В этом и есть промысел Божий – держать открытыми двери Царства Небесного, и подгонять тебя, чтобы, как пастырь загоняет в свою овчарню овец, успеть и тебя до заката этого века привести туда, где нет ни закатов, ни печали, ни воздыхания, ни боли, ни мрака, ни страха, ни одиночества, где всегда Он в Своей необыкновенной, удивительной, пасхальной любви. И дай, Бог, чтобы время оставшегося Великого поста было таким же временем – быстрее бы в открытую дверь, пока не поздно».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я радуюсь тому, что Господь благословил нам в этот удивительный вечер продолжающегося Великого и спасительного поста вместе причаститься Святых Христовых Тайн, вместе помолиться, вместе просить Господа Его милости и вместе благодарить Бога за Его удивительный промысел для каждого из нас.

Иногда бывает очень трудно понять, что же есть воля Божия, что же есть промысел Божий. И многие святые отцы, отвечая на этот вопрос, приводили в доводы разные аргументы – каков промысел Божий. Но мы знаем, что он может быть таким, как два берега одной реки: для кого-то уж очень крутым и неподъемным, а для кого-то тихим и пологим.

И вот святитель Иоанн Златоуст о промысле Божием и о Его воле говорил так: если бы Господь являл только Свою Божественную справедливость, никому бы из нас не удалось спастись. Если бы Господь проявлял только человеколюбие, многие бы из нас укоренились в беспечности к своей жизни. Но Бог употребляет и одно и другое, как два свойства, чтобы спасти нас.

То есть каждому из нас Господь бывает и строгим Судьей, и человеколюбивым Создателем. Не бывает так, чтобы кто-то говорил только об одном из Его свойств. Бог каждому, как любящий Отец, дает то, что сейчас нужно, чтобы дать вдохнуть полной грудью, дать подняться. Иногда только суд Божий может остановить. Бывает так, что человек укоренился в своем грехе, в своей, как говорит святитель Иоанн Златоуст, беспечности, что уже совсем не думает о том, что жизнь временна, и придёт самое главное время.

Кстати, когда мы говорим, что жизнь временная – это не означает некоторый короткий период, нет. В этом слове есть совсем другой смысл. Временная – это, значит, придёт время ответа. Временная — это не быстропроходящее, нет. Временная – это, значит, что вся она сосредоточена ради одного времени – времени ответа Богу за все: как ты любил, молился, надеялся, верил, прощал, жил, трудился, ленился, гневался, падал, не исправлялся.

Так вот, если бы Господь являл нам только одну Свою силу, то действительно, как говорит Златоуст, мы могли бы потерять вот это приближение самого главного времени. Мы могли бы или в беспечности уснуть, или от горя отчаяться. И одно и другое бывает важным.

Промысел Божий – не в том, чтобы наказать, не в том, чтобы поймать, не в том, чтобы уличить. Промысел Божий – чтобы спасти, чтобы так долго держать открытой дверь в Царство Небесное, и ты бы мог успеть до тех пор, пока она затворится с мудрыми девами, а не с юродивыми.

Вот поэтому Он и подгоняет иногда так, что ты бежишь от боли, или ты в припрыжку бежишь от человека, любя его. Вот и подгоняет нас Он иногда, когда мы совершенно беспечны и расслабились, и тогда посещает испытаниями, и мы тут же собираемся, и тут же возвращаемся к молитве, к поступкам настоящим. Или, когда, наоборот, мы отчаиваемся и унываем, и тут Он посещает нас. И сквозь мрак и туман и непроглядный горизонт жизни мы вдруг видим новое солнце, восходящее над нами, и чистое небо, и радуемся – значит еще Бог даст время, научусь и любить, и надеяться, и молиться, и жить. Ты просил меня, Господи.

В этом и есть промысел Божий – держать открытыми двери Царства Небесного, и подгонять тебя, чтобы, как пастырь загоняет в свою овчарню овец, успеть и тебя до заката этого века привести туда, где нет ни закатов, ни печали, ни воздыхания, ни боли, ни мрака, ни страха, ни одиночества, где всегда Он в Своей необыкновенной, удивительной, пасхальной любви. И дай, Бог, чтобы время оставшегося Великого поста было таким же временем – быстрее бы в открытую дверь, пока не поздно.

Дай, Господи, нам сил переступить порог в нашей временной жизни Пасхи, но временной теперь знаете, почему временной, и ответить в то самое время Богу достойно за всю свою жизнь. И вместе с тем же святителем Иоанном Златоустом, которого сегодня привел себе на память, сказать: «слава Богу за все, и за Твой, Господи, промысел. Оказывается, Ты подгонял меня, когда я спал, Ты будил меня. Оказывается, когда я слишком уж поверил в себя, Ты напоминал о Себе и наказывал меня.

Спасибо Тебе, Господи, за Твою любовь». Аминь.

19 марта 2025 года. храм Трех Святителей города Пятигорска.

204