«Следовать за Богом налегке не получится. Если кто-то думает, что жизнь – это бесконечное наслаждение, и все можно обратить в это наслаждение, и еще вместе с этим спасти свою душу – не получится».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Какое удивительное условие, которое сразу определяет, насколько ты дорог для этого Человека – я бы так сформулировал слова, которые мы слышали в сегодняшнем Евангелии, чтобы по-настоящему задуматься над ними.
Когда Спаситель Христос говорит о том, что кто хочет спасти свою душу, тот пусть возьмет свой крест и следует за Мной. Как удивительно. Как, с одной стороны, восхитительно. А с другой стороны, это вызывает полное недоумение. Христос не говорит: возьми свой крест и иди по дороге своей жизни. Господь не говорит нам о том, что возьми все свои испытания, все свои боли и понеси их. Он говорит: последуй за Мною.
И чтобы ты не заблудился на дороге жизни, ты всегда будешь видеть перед собой Крест, который несу Я. Крест, которым, как сказано в одной из стихир, пером, обмакнув в чернила крови Своей жизни, Я черчу тебе линии твоей жизни.
Подумать только. Не напрасна жизнь и не случайна. И все, что происходит в жизни человека: все его испытания, все наши падения, все наши боли, расставания, неправды, предательства, подлости, Господи, каких только болей не приходится пережить в нашей жизни, если сквозь слезы всматриваться не в свои руки, если сквозь слезы всматриваться не в своих обидчиков, если сквозь слезы всматриваться не в своих предателей, если, когда ты плачешь, не думать только о себе, а пытаться как будто бы вытерев глаза, разглядеть, где же эта линия, которую Он для меня чертит, и пойти по ней, тогда ты выйдешь из любого мрака, из любых лабиринтов своей жизни.
Возьми, - говорит, - свой крест и последуй за Мной. Проще говоря, Я знаю дорогу к жизни. Я выведу тебя из всех ужасов твоих потерь. Я выведу тебя из того, что наполнило твою жизнь смущением, страхом, отчаянием, маловерием. Только иди за Мной.
В нашей жизни нередко такие звучат слова, когда мы говорим о человеке, мы говорим: «ну, это мой крест». И нередко эти слова «ну это мой крест», согласие с тем, что надо бы мне это пережить. Но это слово должно иметь продолжение. Это мой крест, потому что им я следом за Христом прочерчиваю линию своей жизни. Он для меня как компас, который указывает мне на самый важный ориентир в моей жизни. И этим важным ориентиром является Крест Христа Спасителя. Потому что за Ним я могу следовать столько при одном условии, если возьму свой крест.
Следовать за Богом налегке не получится. Если кто-то думает, что жизнь – это бесконечное наслаждение, и все можно обратить в это наслаждение, и еще вместе с этим спасти свою душу – не получится.
У Григория Паламы есть очень интересное сравнение. На это Евангелие он говорит так: посмотри на земных царей, которые зовут за собой достойных, и особенно тогда, когда идут воевать, царь только тогда похвалит. Но дальше Григорий продолжает: но, если случится тебе умереть на этой войне, царь не вернет тебе жизни. Христос же, как Царь Небесный, зовет нас с Собой, как достойных на поприще нашей жизни. Но взамен всяких земных царей, если случится тебе умереть, Он может подарить тебе жизнь вечную.
Следовать за Христом, можно только неся свой крест. У святителя Игнатия Кавказского, предшественника моего по нашей Кавказской кафедре, на эту тему есть очень много размышлений. Он говорит о том, что такое мой крест? Это то, - говорит, - что я терпеливо несу, это то, что я переживаю через молитву, это то, по чем я не ломаю свою веру, не ломаюсь, не падаю.
Наоборот, это то, на что я опираюсь, потому что во время скорбей молитвы становятся больше. Во время искушений, испытаний пост становится крепче. Стоит тебе заболеть, уж как ты будешь поститься на больничной койке – это известно – для того, чтобы выздороветь. Во время искушений, испытаний, если у человека правильное расположение духовной жизни, он становится, знаете, как на холоде, чтобы согреть себя, начинает потирать себя, делать поклоны, чтобы стало теплее. Ленивый, безразличный, лживый и почти умерший уже не может ничего понести. Он уже становится добычей зверя. Таким Господь не говорит: иди за Мной. Над таким Господь плачет, как над умершим, и верим, что разбудит их совесть.
Взять крест и пойти – это еще и важное условие в нашей жизни. Нужно идти, не стоять. Не соглашаться с этим и не говорить себе: я теперь не способен ничего сделать. Мое имя – как грязная одежда. Моя жизнь – как растоптанная, разорванная обувь. Мои друзья бросили меня, или обстоятельствам моей жизни бросили меня в такие руки и в такую пропасть, из которой уже не докричаться.
Не верь этому. Никогда этому не верь. Впереди идет Христос. Его одежды тоже разорваны. Он вообще лишен сандалий. Имя – над Ним многие смеются, многие не верят Ему. Вся Его жизнь - та, славная, когда Он исцелял больных, когда Он воскрешал умерших – совсем скоро закончится на Кресте. Все эти заслуги забыты, их никто не помнит. Его бьют по голове палкой, по голове, на которую одели терновый венец. Не плачь, не унывай и не отчаивайся, когда ты думаешь, что все закончено и бесполезно идти. Это неправда.
Пока идет Он, идем и мы. В церковных песнопениях есть удивительные слова, которые относятся к Кресту Господню. Крест – хранитель вселенной. Оказывается, вот та самая точка опоры, которая двигает всем – Крест – как образ навсегда запечатленной любви Бога к нам, как образ Его человеческого вместе с Божественным естеством, которое было явлено подлинно и по-настоящему. Он не плачет просто дождем. Он не содрогается от боли громом. Как иногда мы говорим в некоторых образах, когда смотрим на окружающее нас.
Нет. Он плачет человеческими слезами. И от боли содрогается человеческим голосом, когда на Кресте скажет очень горькие и по-человечески понятные и пронизанные всей человеческой болью слова: «Боже, Боже, зачем Ты Меня оставил?» И в этом покажет всю высоту Своего человечества и по человечеству такой безусловной, такой сильной надежды, веры, которая, которая сотворит самое настоящее чудо – победит смерть.
Начинается Крестопоклонная неделя. Мне бы очень хотелось пожелать всем нам, чтобы мы всю эту неделю даже для себя положили такое правило утром и вечером делать поклон до земли, брать свой нательный крестик, целовать его и говорить: Господи, я так благодарю Тебя за ту линию жизни, которую Ты мне начертил Своим Крестом. Ты, Господи, я знаю, не оставишь меня. И даже если я иногда сбиваюсь с этого пути, Господи, помоги мне вернуться к нему.
И целуйте свой крест, как компас, который ведет к спасению. И в этом целовании с благодарностью к Богу за все пусть каждый из нас просит: по Твоему слову, Господи, я возьму свой крест и последую за Тобой, каким бы он ни был. Я знаю, Господи, что Ты меня никогда не оставишь. И Своим Крестом в самые мрачные времена освятишь мне дорогу. И Своим Крестом в самые радостные времена покажешь славу и достоинство. И Своим Крестом, Господи, приведешь меня к тому, к чему не может привести никто – к жизни вечной. А подойдя к двери рая, ее можно будет открыть только своим крестом.
Не будем под этой тяжестью унывать, не будем терять его, не будем снимать его с себя. Ведь это самый настоящий ключик к двери вечной жизни. И пусть он будет не только на нашей груди, в нашей жизни, в каждом поступке, в наших делах, пусть он только крепчает. Им будем открывать двери прощения другим. Этим ключом будем открывать двери кающимся. Этим ключом будем запирать свою жизнь от прошлого, покаявшись в грехах, не возвращаться к ним. Этим ключом будем спасать свою душу в надежде на великую победу Светлой Пасхи. Аминь.