«Если в твоем сердце живет к кому-то ненависть, значит в этом сердце не живет любовь ко Христу. Если в твоем уме до сих пор живет обида и желание отомстить, значит твой ум не живет словом Божиим».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В этот день мы велением нашей христианской совести и нашей традиции собираемся здесь, у образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемого Моздокским, чтобы совершить особое, сугубое моление перед Ее образом.
Эта традиция, которая досталась нам от наших предков, когда они в праздник после Светлого Христова Воскресения износили этот образ на улицы станиц, городов, перенося из одного в другое место, чтобы народ Божий вместе, объединившись в молитве, плечом к плечу, мог бы не только поклониться этому образу, но, самое главное, через этот образ силой своей веры и надежды почувствовать присутствие Божие.
У святителя Игнатия, епископа Кавказского, есть такие слова, об этой иконе: он говорит, что она является апостолом Кавказа. И действительно, когда совершались молитвы перед этим образом, всегда читалось Священное Евангелие, как и сегодня за Божественной литургией, слышалось слово Божие. И перед этим образом для тех людей, кто приходил к Ней, находились ответы на давние вопросы собственной жизни.
Как и сегодня мы слышим в Евангелии, когда Спаситель говорит: «просящему у тебя дай, и тот, кто от тебя что-то хочет знать, не отвращайся» (Мф 5:42). Далее Спаситель продолжает: «любите врагов ваших, потому что, какая вам польза, если вы будете любить только тех, кто любит вас, и благодетельствовать тем, кто благодетельствует вам; также поступают и язычники, вы же поступайте так, как поступает Отец Небесный, который посылает и дождь, и солнце над всеми».
В этом евангельском призвании есть нечто, что нарушает нашу обычную человеческую логику, которая была изменена и испорчена через первородный грех. Этот первородный грех навсегда отпечатал в человеке очень глубокую рану неприсутствия Божиего в жизни. Однажды изгнанные Адам и Ева из рая потеряли не только место, где они находились, но они потеряли большее – то, что именовалось общением с Богом. Они потеряли не только свою собственную возможность видеть Его и слышать Его, но потеряли возможность прямо как Им любимые чада обращаться к Нему.
Эта утерянная возможность рая, места рая, со временем, с годами, с десятилетиями, столетиями и тысячелетиями превращалась в жуткую тоску, потому что куда бы ни прильнул человек, где бы он ни искал бы себе утешения: и в красивом мире, и в удивительных знамениях этого мира, и в людях – он нигде не мог найти утешения такого, какое он находил в первозданном раю.
Все радовало, но ничего не могло утешить. Многое радовало, но утешить одинокую душу, потерявшую общение с Творцом, ничего не могло. И живя в этом одиночестве, в этой тоске, через искривление своей свободы мало-помалу человек и привык жить таким образом: помогал только нужным, взаймы давал тем, от кого можно было вернуть, и даже больше, чем ты давал, с прибылью; любить лучше тех, кто к тебе тоже хорошо относится; доверять, дружить и прочее, лучше с проверенными людьми. И кстати, эти слова очень часто мы до сих пор произносим как некоторую школу: «доверяй, но проверяй».
Но как же эти слова соразмерны со словами Спасителя Христа, Который говорит: «давайте взаймы и не просите назад», «любите и благословляйте тех, кто ненавидит вас». Потому что, если до Христа утешить было некому, если до Христа не в ком было найти надежную опору, то во Христе мы нашли утешение и надежную опору.
Не случайно пророк Давид говорит: «всяк человек ложь». И не потому, что все вокруг обманщики и неправдивые люди. А потому что наша душа и наш ум, не просвещенные Христом, не полюбившие Христа, бывают очень изменчивы: «сегодня хочу, завтра не хочу», «сегодня люблю, завтра не люблю», «сегодня этот человек нужен, завтра не нужен». И все это от того, что на другого человека я смотрю не через любовь ко Христу, а через свою собственную искушенную совесть, через свое сердце, омраченное грехом. Христос говорит: «любите тех, кто ненавидит вас, молитесь, благословляйте тех, кто проклинает вас», не потому что так хорошо, а потому что, полюбив Бога, ты по-другому не сможешь.
Если в твоем сердце живет к кому-то ненависть, значит в этом сердце не живет любовь ко Христу. Если в твоем уме до сих пор живет обида и желание отомстить, значит твой ум не живет словом Божиим. Поэтому Христос и говорит: «какая польза, когда вы любите любящих вас и взаймы даете тем, от кого ждете, что все получите обратно» (Мф 5:46).
Я столько этому человеку сделал, а вот он так со мной поступил. Я этих детей воспитала, а они обо мне не помнят. Какая польза, если ты вкладываешь только в тех, от кого ждешь получить обратно? Ты обратно этого вряд ли получишь. Так чаще всего и бывает.
Потому что, когда ты к кому-то относишься со своей человеческой выгодой, или со своей человеческой страстной, испорченной любовью, которая и не любовь вовсе, ты ничего обратно не получишь.
Так поступают только - говорит Господь - язычники. И как правило, приобретают все больше и больше себе врагов. Но когда ты другому даешь не от своего, а от небесного, когда ты другому даешь не то, что можешь дать ты от себя, а то, что ты можешь дать, лишив себя, уступив свое место, тогда ты получаешь сторицей.
Этот удивительный промысел Божий и такая удивительная любовь Божия к каждому из нас, которая вот таким вот необъяснимым образом действует в нас. Любовь к Нему делает настоящим все вокруг. Незнание Его или такое, знаете, прибегание к Нему, как к аптеке – когда припечет, вряд ли избавит тебя от тяжелых болезней. Немного облегчит, но навряд ли избавит от того, что уже глубоко укоренилось в тебе. Напротив, когда ты приходишь к Нему, как к Врачу, которому доверяешь свою жизнь, которому открываешь ее, которому веришь, и слова которого слушаешься, только тогда мало-помалу этот врач сможет исцелить твою болезнь.
Заканчивая Свои слова, Спаситель говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Мое совершенство — это искренность, человечность, доброта, сердечность, которые освящены Его образом, освящены образом Христовым. Есть ли такие люди на земле? Были ли такие люди на земле? Несомненно. И первая из них – Та, Которой сегодня мы приносим молитвы — Пречистая Дева Мария. Она была именно такой, и в вечности такой осталась. И такой образ Она всегда являла.
В Ее сердце не жила боль, а любовь к Богу, хотя иногда через горькие страдания, испытания. Но в Ее сердце не жили ни ненависть, ни выгодность. Она никого не любила для Себя, и ни для кого не старалась для Себя. Она не говорила Себе: это Моя будет старость, вот в старости будет Моя опора. Она так никогда ни о ком не говорила. Во всей Ее жизни опорой был Христос и утешением был Христос. И Он никогда Ее не оставлял в Ее земной жизни. И руками святых апостолов, и руками многих и многих добрых людей всегда Ее поддерживал, заботился о Ней, берег Ее, утешал Ее.
И сегодня, идя с этим образом по улицам нашего города, помолимся Ей о том, чтобы Она была нам таким убедительным примером и помогла бы и нам стать таким примером для других. Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, мое утешение, моя надежда – Дух Святой.
Помолимся Пречистой Богоматери, чтобы Ее образ запечатлелся во многих и многих людях, чтобы мы сами показывали пример своей горячей надежды на Бога, своей любви к Нему и следования за Его словом. И через этот пример чтобы мы проповедовали Христа Воскресшего, победившего всякую неправду. Сегодняшние евангельские слова пусть для каждого из нас будут живым голосом, который звучит долго-долго в нашей совести: «будьте совершены, как совершен Отец ваш Небесный». Аминь.