«У каждого из нас был опыт общения, обращения к Богу в каких-то особых моментах своей собственной жизни. И мы, много раз обращаясь ко Христу, к Богу, оставались недвижимыми. Мы говорили: «Господи, помоги», но сами так и не научились никому помогать. Мы говорили: «Господи, прости», но сами продолжали злиться, обижаться, сами продолжали помнить недоброе. Мы говорили: «Господи, действуй во мне, измени во мне мою болезнь и верни мне мое здоровье», но сами не изменяли образа своей жизни. Может быть, на некоторое время и совсем немного. Мы не следовали за Христом, не открывали для себя Его слово и не начинали жить этим словом».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Два слепца просили: «Господи, сыне Давидов, помилуй нас» (Мф 9:27). Иногда бывает у человека такая особая, крайняя нужда, просьба, вся сила надежды: «помилуй нас, Господи». И это нужда, которая питается не только из немощи, это еще нужда, которая питается от бессилия души.
У этих слепцов, конечно, была надежда на то, что им вернется зрение, но с каждым днем, покуда они находились в своей слепоте, они мало-помалу погружались в этот мрак не только мира, который они не видят. Они мало-помалу погружались в мрак собственной души: отчаяние, уныние, в миг изменившаяся жизнь, то, когда ты не можешь увидеть ни родных, ни близких людей, когда ты становишься человеком немощным, и ничего не можешь самостоятельно делать, ты нуждаешься в том, чтобы кто-то был рядом с тобой, ты даже в привычном месте спотыкаешься.
И эти люди, эти два слепца, которые поддерживали друг друга, изо всех сил говорят Ему: «сыне Давидов, помилуй нас». Мы не знаем, что они слышали о Христе. Но мы слышим из их исповедания, что они надеются на Него. Мы не знаем, что им говорили о Христе. Но знаем, что называют они Его сыном Давидовым, называют они Его своим, из своего рода. Мы знаем, что они просят у Него помощи и делают это с надеждой, потому что следуют за Ним.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос не сразу и не тут же исцеляет этих людей. Он как бы не замечает их и следует туда, куда шел, в дом. Туда же приходят эти слепцы, идя вслед за Ним. Они не отступают от Него. Их настойчивость, их живая надежда, делает теперь их спутниками Христа. Вот это и есть залог самого важного изменения в жизни человека – когда человек, изо всех своих сил надеющийся на Бога, начинает следовать за Ним. Не однажды с Ним пообщался, не однажды о чем-то Его спросил, но следует за Ним, следует за Христом.
У каждого из нас был опыт общения, обращения к Богу в каких-то особых моментах своей собственной жизни. И мы, много раз обращаясь ко Христу, к Богу, оставались недвижимыми. Мы говорили: «Господи, помоги», но сами так и не научились никому помогать. Мы говорили: «Господи, прости», но сами продолжали злиться, обижаться, сами продолжали помнить недоброе. Мы говорили: «Господи, действуй во мне, измени во мне мою болезнь и верни мне мое здоровье», но сами не изменяли образа своей жизни. Может быть, на некоторое время и совсем немного. Мы не следовали за Христом, не открывали для себя Его слово и не начинали жить этим словом.
Эти слепцы учат нас удивительному – они идут за Христом. И не потому, что только лишь настаивают на своем «помоги нам», но это движение за Христом для них стало особой силой, в которой они могли сказать себе: «я ухожу от прошлой жизни». Я ухожу от прошлой жизни, и все, что в ней было: все мои обиды, все мои обвинения других, все мое отчаяние, мое маловерие, моя не молитва, мой не пост, моя нелюбовь – я ухожу от этого всего, что было там в моей жизни. Я стану другим. И они идут за Христом.
Когда они пришли в дом, то Христос задает им прямой вопрос: «веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф 9:28) Мало-помалу Господь открывает им Свое Божество. Если до этого они называют Его сыном Давидовым, человеком, то теперь они говорят Ему: «да, Господи, веруем».
Святитель Иоанн Златоуст говорит: посмотри, как мало-помалу от человеческого Бог наполняет им духовным. Господь касается их глаз, и они снова видят. Но не только чудо того, что им было возвращено зрение, произошло с этими людьми. С этими людьми произошло чудо намного большее, намного значащее – они уверовали в истинного Бога. Что называется, у них, в подлинном смысле, в глубоком смысле этого слова – открылись глаза на правду, открылись глаза к свету, открылись глаза к любви Божией.
Мы тоже, и сегодня, придя в храм, как те слепцы, можно сказать, побежали за Христом и кричим Ему: Господи, помилуй нас. Господи, помилуй нас. И Господь каждому готов вернуть зрение совести. Каждому готов омыть его душу от греха. Каждому готов вновь с избытком подарить Своей любви, кто убежит от своей прошлой жизни.
И если, отсюда возвращаясь, как из того дома, мы вернемся к прежней жизни, то чем мы тогда будем отличаться от слепцов? Если бы те люди, представьте себе, которым Бог вернул зрение, вернулись бы к тому, как они жили раньше: закрывали бы глаза и ничего не видели, искали бы чужой помощи, просили бы подаяния, ничего бы не могли делать, не потому что не видят, а потому что вернулись к прошлой жизни.
Любой другой сказал бы им: «ты безумствуешь», «что ты делаешь? теперь это не твоя жизнь». Эта миска – она больше не твоя. Это место у дороги в пыли и грязи – оно больше не твое. Вставай, иди и трудись. Ты видишь дорогу, иди в свой дом, чтобы увидеть своих родных и близких. Живи полной надежды и благодарности к Богу жизнью. Не будь снова слепцом.
Так и сегодня пусть каждый из нас в своей собственной совести себе самому скажет: не будь больше слепцом, не делай прежних ошибок, не спотыкайся на том, на чем ты уже так много раз падал, не ходи больше этой дорогой, оставь свою обиду и ненависть, оставь свою нелюбовь и не дружбу, оставь свою озлобленность, оставь свою глупость.
Бог возвращает тебе дар Своего прощения и Своей любви. Бог возвращает тебе силу видеть Его. Всмотрись в Него в каждом обстоятельстве своей жизни и скажи за эти обстоятельства: «слава Тебе, Господи».
Всмотрись в Него в каждом человеке, и каким бы он ни был, скажи: «слава Тебе, Господи». Всмотрись в Него, глядя в свою настоящую жизнь, и собирая себя, и поднимая себя от мрака к свету, скажи: «слава Тебе, Господи».
И на вопрос, который Спаситель задал этим людям: «веруете ли, что Я могу это сделать?», не завтра, не спустя время, не потом, а сейчас я мог бы сказать: «да, Господи, верую». Это значит, что к прежнему я больше не вернусь. Это значит, что я верю, Господи, в Твою любовь и в Твое прощение. Это значит, что теперь ими я буду жить, наполняя свою жизнь свободой от страха, от греха, от упрёка. «Верую, Господи» – это значит, я вижу Твой свет и Твою любовь, Господи. Аминь.