О проповеди князя Владимира

19.08.2025
Просмотры: 111

«Празднуя день Крещения Руси, мы еще и возвращаем себя к самому важному истоку нашей человечности – все доброе в нас начинается от Бога».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы с особым торжеством, с особой надеждой, а еще, конечно, и с нескрываемой радостью приносим Богу благодарение в день, когда мы празднуем святого равноапостольного великого князя Владимира, и когда мы празднуем день Крещения Руси.

Благодарение Великому и Святому Богу, просветившему наших предков, и от них этот свет подарившему каждому из нас – свет святого Православия, свет веры, свет Самого Господа и Спасителя Христа.

Сегодня престольный праздник здесь, в нашем небольшом селе любимой Кабардино-Балкарии. И я поздравляю с этим торжеством, которое мы совершаем не только памятью нашей, глядя в календарное исчисление, но совершаем образом и правилом нашей жизни, глядя на наших отцов, которые научили нас вере.

Когда я сюда ехал на службу, то, наверное, как многие из вас, перед службой вновь перечитывал житие равноапостольного князя Владимира, чтобы напомнить себе самому о жизни этого удивительного человека и через это житие коснуться истории, которая, однажды начавшись, и по сей день продолжается – истории православия для нашей великой России.

И, конечно, когда особенно читаешь о жизни князя Владимира до его крещения, то возникает немало вопросов к этой жизни. И все, что можешь сказать, покачав головой: да, это была жизнь, в которой он был воспитан в своей языческой традицией, и эта языческая традиция позволяла ему многое. И, пожалуй, самое горькое – позволяла быть человеком очень жестоким и человеком, если так можно сказать, очень свободным по отношению к другим, то есть не имеющим никаких обязательств ни перед кем. Главным для него тогда было то, что ему хотелось и что ему нравилось.

Но не спешу судить того Владимира, до крещения его, потому что смотришь и на свою собственную жизнь, и на жизнь тех людей, которые находятся рядом с тобой, и вот эта вот мотивация «я хочу», «мне так хочется», она нередко становится основой для жизни людей. Не от мысли: «а что от меня ищет Бог», «а для чего Бог подарил мне жизнь» и «что Господь от меня ждет». А от мысли: «что я хочу», «что мне хочется». И очень часто на эту мысль человек отвечает одним неизменным желанием – это желание ничегонеделания, постоянного такого расслабления и некоего отдыха. Хотя за этим отдыхом того, что на чем действительно может отдохнуть сердце нет.

Князь Владимир испытывал многих людей и понимал, что он дошел до некой грани, за которой он уже больше не видел себя самого счастливым человеком. У него было много всего: и пять жен, и очень много наложниц, и детей. Он ни в чем не отказывал себе. И он жил жизнью, о которой можно было бы сказать, глядя на нее, даже и наш современник сказал бы: «ну, такая хорошая жизнь».

Но в него были всеяны семена, в его душу, особой надежды. С годами, со временем, он все чаще вспоминал свою замечательную бабушку, которая тоже вложила немало сил в своего замечательного внука. Он вспоминал о ней из рассказов своих родных и близких, и соплеменников, которые говорили ему: вот бабка твоя Ольга была очень мудрой женщиной, вот ее мы вспоминаем очень часто.

И та вера, которую она нашла для себя, сделала ее человеком, как открытым окном, для всех нас. Мы как бы надышаться ей не можем. Она была и мудрой, и справедливой. Она была человеком очень строгого правила, и, прежде всего, эту строгость проявляла к себе самой, но и она была человеком, умеющим дарить надежду. Она сама смогла измениться, и многое в своей жизни изменив, она помогала изменяться другим. Владимир задумался об этом.

Позже мы знаем, как он испытывал разных послов, и сам не через, конечно, испытание принимает святое крещение. После крещения не в миг, не однажды и не сразу же с ним начинают происходить изменения, как если бы посеяли нечто доброе в землю, и начали поливать это семя. И оно мало-помалу произрастило бы стебель, а затем стало бы цвести и приносить плод.

Жизнь князя Владимира стала жизнью человека, который прозрел. И в прямом смысле этого слова. Мы помним из его жизнеописания, он потерял зрение, а после, выйдя из купели, Господь вернул ему физическую крепость. Но он увидел не вокруг себя все другим, он решился на самое непростое – он увидел себя самого таким, на которого долго не полюбуешься.

Он начал изменять мало-помалу свою собственную жизнь. Он навёл порядок в своей, прежде всего, жизни. Он начал жить одной любовью. Он начал искренне воспитывать своих детей. Он распустил всех своих наложниц. Он изменил свое отношение к другим людям, и вместо жестокости начал искать справедливости. Он, искренне поверив Христу Спасителю, и ухватившись за это новое дыхание в своей жизни, начал делиться им с другими.

Теперь уже не приказам княжеским повиновались те, кто был рядом с ним, а повиновались его кроткому и тихому духу. И бояре крестились. И как описывает бытописатель, киевляне пришли к Днепру, чтобы принять крещение, и говорили друг другу: если наш князь и те, кто рядом с ним, крестились, и если наш князь стал человеком светлым и милостивым, то тогда и нам подобает избрать его веру, веру, в которой любят Бога и служат Ему через сострадание и милосердие.

В житии князя Владимира есть один очень интересный момент, когда он становится свидетелем приношения человеческих жертв идолам и жестокости убийства людей. Хотя в своей жизни он много видел смертей, и сам не раз был на поле брани, и умерщвлял своих сопротивников. Но это очень тронуло его, кажется, тогда совершенно окаменевшее сердце. Он понял, что человеческая жизнь не может быть ничтожной, что жизнь наполнена смыслом. Бог создал человека и подарил ему жизнь не для страшных, жестоких, коварных и мучительных смертей.

А подарил Бог жизнь для того, чтобы ею, этой жизнью, прославлять создавшего весь мир Создателя. И вся его дальнейшая жизнь была именно такой. Он сокрушал не только кровожадных идолов. Он сокрушал этот жесточайший, страшный образ, ненавидящей жизни.

Он проповедовал Христа не красноречием своих слов. Он проповедовал Бога не какими-то убеждениями, а уж тем более не указаниями. Он проповедовал Христа примером своей жизни. Верил он – верили рядом с ним. Прощал он – прощали и его. Надеялся он, верил, доверял другим, и через это все менялось вокруг. Из жития князя Владимира мы знаем, что многие города им были просвещены. И далее его сыновья продолжили это благочестивое благовестие своего отца, который продолжил проповедь своей святой бабушки Ольги.

Сегодня мы празднуем день Крещения Руси, вспоминая то событие, о котором я сейчас поминал, но празднуя день Крещения Руси, мы еще и возвращаем себя к самому важному истоку нашей человечности – все доброе в нас начинается от Бога. И когда в нас много Бога, отсюда слово-то это «богат», когда в тебе много Его света, тогда вокруг тебя много Его любви, верной и настоящей.

Крещение Руси – это событие, которое, конечно, изменило всю историю нашего Отечества, вернее, правильно сказать, положило основу для нынешнего нашего Отечества – большой собранной воедино Руси.

Но это событие еще и большого духовного плана, духовной сути. Тогда начавшаяся служба Богу не прекращается и по сей день. Князь Владимир, в крещении Василий, умирал, осеняя себя крестным знаменем. И народ оплакивал его умершего, но, вместе с этим, благодарил его, не погубившего свою собственную душу и научившего спасать души верных своих.

И сегодня мы празднуем именно это особое духовное начало нашего народа, от которого мы становимся людьми и народом – начало, имя которому Христос. Уверовавший во Христа князь Владимир подарил нам не только собранное Отечество, сильное княжество, дружное, единое. Он подарил нам большее. Он подарил нам то, что смог изменить в себе через свою любовь. Он подарил нам свет. Поэтому народ его и прозвал Красным Солнышком, которое дает свет и тепло.

Сегодня мы особо, сугубо еще и просим князя Владимира, чтобы он, как Красное Солнце, взошел на небосклоне нашего Отечества, просвещая и согревая всех нас. С болью, должно быть, и с горечью он сейчас молится перед престолом Божиим, видя кровопролитие братьев. И должно быть, горячо молится: Господи, дай им победить ненависть, дай им победить злобу, дай им, Господи, победить неправду.

Как однажды князь Владимир сокрушил идолов языческих, так и ныне он просит, должно быть: Господи, пусть они сокрушат все то, что не является правдой, сокрушат ненависть, сокрушат человекоугодие, сокрушат в себе злобу и отчаяние. Пусть, Господи, между ними будет искренняя и настоящая любовь.

Молится он о нас с вами. И сегодня в дни брани мы просим, чтобы князь не оставлял народа своего и встал во главе тех, кто ищет правду Христову, встал во главе тех, кто поднимает кресты над храмами, встал во главе тех, кто, осеняя себе крестным знаменем, до земли опускается, чтобы поклониться образу Преблагословенной Богородицы, встал перед теми, кто укрывает своих детей и сохраняет в них веру, встал перед теми, кто останавливает руки, тянущиеся сорвать нательный крест и погрузить в жесточайшую бурю ненависти, злобы и мести.

Мы просим князя Владимира, чтобы он встал перед каждым из нас, как наш князь, и повел нас той же дорогой, которой шел и сам к Богу, преодолевая и злобу, и ненависть, преодолевая и маловерие, и жестокость. Мы просим в эти дни князя Владимира, чтобы он заступился за землю нашу, как всегда сохранял ее, и даровал бы нам крепкой веры, воинам нашим – мужества, матерям нашим – дар молитвы, детям нашим – послушание, старикам нашим – благочестие и добрый нрав, правителям нашим – мудрость и честность. Даровал бы Господь по молитвам князя Владимира земле нашей имя доброе, и чтобы нашими руками Господь хранил нашу святую Русь. Аминь.

28 июля 2025 года. Князь-Владимирский храм села Новополтавского, КБР.

111