«Говорит авва Дорофей: не осуждай, потому что, если ты судишь того, о покаянии которого ты не знаешь, то ты становишься судьей перед лицом Божиим, который знает о покаянии этого человека, и тогда ты лишаешь себя милости Божией».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Мы много раз и очень часто рассуждаем о том, что глубоко и кровно прилепляется к нашей душе – грехе осуждения. От него всегда так непросто избавиться, и так расположено наше сердце и наша душа к этому греху. И нужно немало усилий предпринять в себе, чтобы преодолеть этот грех.
Вот у аввы Дорофея есть на этот счет одна удивительная мысль, совершенно простая по своему содержанию, но мысль, над которой стоило бы поразмышлять. Не осуждай, - пишет авва Дорофей, - ближнего, его грех ты знаешь, а его покаяние тебе неведомо.
Да, очень часто именно это является основой, которая заставляет наш язык, как неуправляемый руль корабля, двигать все наше естество на рифы осуждения. Мы знаем грех человека, и уже кажется, ничто не может остановить нас в этом осуждении. Нам все известно. Но не все.
И когда я говорю о каком-то человеке, что «я все знаю о нем», то ты можешь знать лишь только то, что этот человек сотворил, если он сотворил что-то греховное против тебя, или ты стал свидетелем этого греха, но ты не можешь знать всего: ты не можешь знать сокрушенного сердца этого человека, ибо только один Христос Сердцеведец, ты не можешь знать совести этого человека, которая побуждает этого человека к каким-то делам или поступкам. Ты знаешь, что он сделал плохое, но тебе не известно, сколько он делает хорошего. Тебе не известно, сколько он делает хорошего, и даже если тебе становится об этом известно, в своем собственном восприятии этого человека ты все быстро комкаешь и швыряешь в корзину, это хорошее, мол, «да, знаю я о нем все».
Но Бог поступает иначе. Бог всякого кающегося принимает, и ни от чьего покаяния не отворачивает лика Своего.
Поэтому говорит авва Дорофей: не осуждай, потому что, если ты судишь того, о покаянии которого ты не знаешь, то ты становишься судьей перед лицом Божиим, который знает о покаянии этого человека, и тогда ты лишаешь себя милости Божией.
Потому что Бог милостив ко всякому, кто творит пред Богом добрые дела, и отнимает Свою милость от всякого, кто похвалится своей правдой, и в этой правде не оставляет место другому для его исправления и для его покаяния.
Толку-то, если у тебя все хорошо, но дом твой, твое сердце и твоя душа прочно заперты от других. Толку тебе, тогда от твоей, как ты думаешь, хорошей и праведной жизни. Не осуждай - говорит авва Дорофей - грех этого человека тебе известен, а вот покаяние его ты не знаешь. Как, впрочем, эти слова еще и полезны для каждого из нас, чтобы и нас побуждать к покаянию, к делам незаметным, но постоянным: к милосердию, к состраданию, к открытым дверям своей души и своего сердца.
И тогда, верим, милость Божия, того истинного Господа и Спасителя Христа, Который сказал: «не смерти хочу грешника, а если обратится, то дам ему жизнь вечную», да будет со всеми нами. Аминь.
7 октября 2025 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома