О спасении в субботу

06.11.2025
Просмотры: 163

«Что стоит сделать в субботу: спасти или погубить? Ответ на этот вопрос в каждодневных делах любого из нас. Вечером посмотри, сколько за твоей спиной погубленных или спасенных. Тогда и тебя Бог спасет, если спасенных больше. А если тех, мимо кого прошел окажется больше, Бог и мимо тебя тогда пройдет».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители Кавказского, гости, паломники, приехавшие сегодня сюда из других уголков нашей любимой Карачаево-Черкесии, братья-казаки, господин атаман, радуюсь тому, что в этот день помолился вместе с вами и вместе с вами могу открыть свое сердце и свою совесть перед словом Божиим.

Ведь всегда Господь отвечает на все наши внутренние вопросы, всегда Господь отвечает на поиски нашей правды Своим словом. И если мы хотим знать правду Божию, то, прежде всего, мы должны искать эту правду не в себе – как удобство, как мне бы хотелось, а искать эту правду в слове Божием.

И в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим повествование о том, как Господь в субботу исцелял людей. Для кого-то это может показаться более чем странным. Но разве исцеление, разве милосердие, разве помощь может быть ограничена какими-то обстоятельствами, если можно было бы ее преподать? Напротив, мы совершенно понимаем, что сохранение жизни физической и тем более жизни духовной человека является самым важным и самым главным.

Но чтобы понять удивление Христа Спасителя, когда люди сказали Ему в храме, «зачем же Он это делает в субботу, есть другие дни, пусть тогда приходит и исцеляется, а сегодня день особенный, день покоя», чтобы понять недоумение Спасителя по отношению к тем, кто упрекал Его за это, нужно сначала немножко поразмышлять и о том всегда ли я помощь другому человеку делаю приоритетом и самым главным в своей жизни. Вот кто-то просит поучаствовать в его жизни, и, хотя я мог бы это сделать прямо сейчас же, но начинаю в себе находить причины: «ну, сначала сделаю здесь, а там посмотрим». Или нередко отвечаем: «ну видно будет».

Нуждается ли кто-то в милосердии нашего сердца, чтобы простить этого человека. Но наше сердце, нередко скованное вот той самой мертвой субботой, как законом, говорит себе: «как я могу простить этого человека, когда он столько боли принес в мою жизнь?» Нет, у меня сегодня моя суббота, не буду ничего делать. Не буду звонить первым. Не буду общаться. Не буду отвечать. Не буду здороваться. Не буду прощать. Не буду... И таких своих собственных суббот мы можем найти большое множество.

А сколько людей, которых я мог бы поддержать добрым словом, я не только не поддержал этим словом, еще и другим сказал о них дурное слово. Мол, я сам-то, конечно, ничего не видел, я сам-то, конечно, не знаю, рядом не стоял, но люди говорят, а зря не скажут. И вместо того, чтобы из твоих уст слетело доброе слово, у тебя опять твоя суббота, твой закон.

Ну зачем же говорить добрые слова по отношению к человеку, даже которого ты и не знаешь, но зато найдется куча колких слов, всяких недомолвок и пересудов. Сколько таких суббот в нашей жизни! Не могу. Не хочу. Не до тебя сейчас. Не вовремя. Потом подойдешь. Чуть позже. Сейчас не хочу даже говорить. И это можно перечислять до бесконечности.

Когда тот человек несчастный, с высохшей рукой оказался в храме перед лицом Христа Спасителя, и Господь, зная, о чем думают все, что не время сейчас, в другой день, сейчас не для этого время, говорит собравшимся, то, что говорит сегодня мне, моей совести: «спрошу Я вас, что стоит сделать в субботу: доброе или злое, погубить или сохранить жизнь?»

Вот именно об этом каждый раз мы должны задумываться, над этими словами Спасителя, над этим Его вопросом, когда мы все медлим со своим добром медлим, чтобы кому-то поддержать, продлевая жизнь. Что стоит сделать: доброе или злое? Погубить душу или сохранить? Ответ очевидный – так сделает пусть это каждый из нас. Тогда эта твоя суббота, как день, который ты посвящаешь Богу, будет оправдана, потому что к Богу мы принесем не тех, кого не смогли простить, а тех, кого простили. И сами будем прощены. К Богу мы приведем не тех, мимо кого прошли, а с теми, кого взяли за руку и вытащили из грязи. И тогда Бог и нас вытащит из проклятия и грязи греха. К Богу мы придем не со злым опаленным языком. Бог с этого языка не услышит ни одного слова. А Бог услышит язык, который о других дурного не говорил, за все Бога благодарил и прославлял Его. Этот язык услышит Бог.

Что стоит сделать в субботу: спасти или погубить? Ответ на этот вопрос в каждодневных делах любого из нас. Вечером посмотри, сколько за твоей спиной погубленных или спасенных. Тогда и тебя Бог спасет, если спасенных больше. А если тех, мимо кого прошел окажется больше, Бог и мимо тебя тогда пройдет.

В нашей жизни, в которой много разных обстоятельств и событий происходит, кажется, что все доброе зависит не от нас. Но это неправда. Конечно же, есть много людей, от кого зависит правда, справедливость, от кого зависит торжество этой справедливости.

Но каждый из нас в своей жизни может быть и правдивым, и справедливым. И когда этой правды в наших домах станет больше, ее станет больше везде. Когда язык научится благодарить, когда перестанет сквернословить, когда сердце научится любить и перестанет завидовать, ревновать, когда душа научится прощать и перестанет мстить, тогда пусть не во всем мире, ну уж точно, в твоем доме правды, любви, справедливости станет больше.

А что тебе еще надо? Не всех же спасать. Бог – Спаситель всем. Спасайся сам, как преподобный Серафим говорил, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Аминь.

25 октября 2025 года. Георгиевский храм поселка Кавказский, КЧР

163