О проповеди великомученика Димитрия

26.11.2025
Просмотры: 70

«Нет более убедительной проповеди о Боге, как проповедь через свои собственные поступки. Никто не поверит проповеди о Боге, услышав это слово от тебя, если не увидит прежде твоих дел».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня особое торжество, с которым я поздравляю всех вас и которое разделяю с каждым из вас – день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя этого замечательного храма и замечательного нашего села Хасаут-Греческого, я поздравляю всех вас с престольным торжеством.

Когда я сюда ехал к вам, то, конечно же, в своей памяти возобновлял воспоминание о великомученике Димитрие Солунском. Его жизнь удивительна с самого его рождения. Она удивительна в том, что родился он в семье очень любящих родителей. Родителей, сердце которых было наполнено горячей верой во Христа. Жили его родители в Фессалонийской области во времена, когда о Христе невозможно было бы говорить вслух. Это были времена гонений на христиан, при том, что отец Димитрия был правителем этой области.

Но он поступал мудро и, пожалуй, самое смелое и драгоценное, что он смог сделать – это вместе со своей супругой дать своему сыну Димитрию доброе воспитание. И с самого детства он был крещен и воспитывался в вере Христовой. Отец Димитрия и его мама, конечно же, понимали все происходящее вокруг, и понимали, что убеждения в человекопочитании, в языческих культах, в традициях языческого народа не сделают народ единым. Они понимали, что только любовь может объединять людей разных, людей, которые говорят на разных языках, людей, которые родились в разных традициях. Только знание об истинном Боге может сделать их единым народом. Своему сыну они дали вот это драгоценное зерно – веру во Христа.

И когда он вырос, то тогдашний император Максимиан назначил его после смерти его отца правителем этой Фессалонийской области. Правил он достойно, взирая на пример своего отца. Счастливые дети – которые могут подражать вере своих отцов. Счастливые дети – которые могут подражать их жизни. Впрочем, все дети подражают своим родителям, но иногда, глядя на детей и на их жизнь, становится горько – какие же они получили уроки от своих родителей.

Димитрий был человеком очень внутренне горячей и пламенной веры. При этом самой главной задачей его было сохранять мир в этой области, справедливо судить, быть человеком, на которого бы надеялись с искренней силой. Вместе с этим, Димитрий был человеком, который горячо сохранял веру, и не просто сохранял веру в себе, а Димитрий был человеком, который веру в Бога через свои добрые дела и поступки сеял в своих согражданах. Его уважали, но его уважали не только за его власть и силу, за его благородство и достоинство. Его уважали за то, что он был человеком по-настоящему справедливым. Даже наказывая, он эти наказания совершал не для того, чтобы выместить негодование, а для того, чтобы исправить человека.

Христа он проповедовал добрыми делами. Нет более убедительной проповеди о Боге, как проповедь через свои собственные поступки. Никто не поверит проповеди о Боге, услышав это слово от тебя, если не увидит прежде твоих дел. Дела – как основа, из которой все произрастает. Поэтому и святой апостол говорит: «вера без дел мертва есть» (Иак 2:26). У Димитрия добрых дел было множество. Народ любил своего правителя, уважал и боялся, и любил.

Конечно же, среди людей встречаются разные. И императору донесли о том, что Димитрий христианин. Когда император возвращался после очередного своего похода, он зашел в Солунь и там пленил своего наместника. Находясь в городе, он устроил игрища, гладиаторские бои, думая, что множество крови позабавит народ, отвлечет его от их веры. Некоторые из горожан пришли на эти игрища, некоторые пришли туда под страхом угроз от императора, если они не явятся на объявленные им игрища, то они могли бы пострадать от этого, и это страдание могло бы передаться их детям.

Но не все тогда радовались, когда гладиаторы одного за одним, как агнцев, закалывали на ринге христиан и бросали их на растерзание воинов. Горькое, очень страшное зрелище, когда человек утешение своей душе ищет в боли других, в потери других. Это трудно себе представить, как такое вообще может развеселить, как такое может развеять внутреннюю боль или горечь, когда на твоих глазах твои соседи, друзья подвергаются страшным пыткам совершенно несправедливой и подлой смерти.

Надо сказать, что те старинные, древние, языческие игрища бывают и в наше время. Но уже они не выглядят так кровожадно. Хотя, когда человек отказывается от своих обязанностей отца или матери и идет на страшный грех чадоубийства, или когда в угоду времени человек живет, развлекаясь, и не задумываясь о том, что каждое мгновенье нашей жизни – это драгоценный дар Божий, и мы не знаем, когда этим мгновеньям окончится счет. Все в руках Божиих. И эти мгновения тратим на споры, на обиды, на скандалы, на месть, на нелюбовь, на непрощение.

Из жития Димитрия мы знаем, что по приказу императора он был умерщвлён воинами в темнице, потому что не отказался не только от своей веры, но, зная, что ему грозит, перед тем как был пленен, он раздаст все свое имение, все то, что было ему оставлено от родителей, больным, немощным, бедным людям. В каждом из них он сделает для себя дом.

Он лишится своего дома, он лишится своего звания, своей должности. Он лишится благосклонности в глазах императора. Но он приобретет намного больше домов в сердцах благодарных людей, кому перед самой смертью он сделал доброе дело. Он обретет благоволение в глазах Великого Царя и Создателя всего мира, который мы видим и который мы не видим.

Человеческая ненависть, глупость, а больше всего трусость перед собственной совестью зальет кровью глаза императора, и он прикажет убить Димитрия, а тело его бросит на съедение диким зверям. Жители той местности возьмут это тело и тайно похоронят его. А от окровавленной его одежды и от перстня, который возьмет его слуга, будут происходить чудеса исцелений. Слугу тоже казнят только за это – за то, что, принося вещи Димитрия мученика, через которого Господь явит множество Своих чудес, этот несчастный слуга станет угрозой для могущественной империи.

Когда человек думает, что сила его власти заключается только в том, что он может лишить жизни кого-либо – это самый несчастный человек. Сила человеческой власти заключается только в том, что он может сохранить жизнь кого-либо, потому что Бог ее дает. Отобрать у кого-то – не быть сильным. Кого-то лишить радости – не быть мужественным. Кого-то лишить жизни или кого-то лишить надежды, кого-то лишить веры – это не означает быть сильным. Это дьявольское ухищрение, которое внушает человеку, что именно в этом сила. «Я могу вязать и решить, - как однажды скажет и Пилат в глаза Христу Спасителю, - или Ты не знаешь, что я могу отобрать жизнь или помиловать, у меня есть власть». На что Христос ему скажет, что «нет у тебя надо Мной никакой власти, но сам ты ходишь под десницей Божией».

Пройдут годы, народ станет замечать, что от места, где было погребено тело великомученика Димитрия, происходят удивительные чудеса. Уже при императоре Константине там будет поставлена часовня, тело будет взято из земли, и окажется оно нетленным и истощающим удивительно благоуханное миро. Люди будут со всей окрестности и из далеких мест приходить к этому месту, чтобы прикоснуться к великомученику Димитрию, к тому, сила и власть которого была в любви к Богу и к людям, чтобы у него найти покровительство и защиту.

И по сей день многоцелебные мощи великомученика Димитрия хранятся в почтении в удивительном соборе в Салониках. Я думаю, многие из вас были счастливыми и радостными паломниками к этим удивительным мощам, к этой великой святыне. И по сей день, находясь у него, у человека, который жил в начале IV века, подходя к нему, ты чувствуешь необыкновенную силу его любви к Богу и любви Бога к верным Своим.

И сегодня, совершая память великомученика Димитрия, мы, прежде всего, себя назидаем именно этим бесконечным даром, который он обладал – даром доверия Богу и любви к Нему, глубокой веры. Он все делал с верой в Бога: когда надобно защищал немощных, когда надобно становился на сторону обидимых. Вся его жизнь была не демонстрацией того, что он может сделать, а демонстрацией того, как он любит и верит. Но делал он это не на показ, для других, а просто таким его воспитали его любящие родители. И он стал похвалой для родителей и красотой для всей Церкви Христовой.

В нынешнее время нам так не хватает таких Димитриев, таких заступников и людей с твердой верой. Хотя, впрочем, знаю, да и многие из вас знают, что Господь много таких людей дает нам, просто мы не всегда замечаем их рядом с собой – смиренных, кротких, чистых, смелых, верных, нетрусливых, настоящих.

И дай, Бог, чтобы такими Димитриями были бы наши дети. Но научились бы они этому у нас с вами. Потому что ребенок, видящий как утром молится отец, и сам будет молиться, видящий как мать благословляет своих детей, и сам будет благословлять. Если ребенок видит, как отец и мать вместе все переживают и утешают друг друга, будет утешать и своих родных и близких. И когда Бог даст сыну жениться, а дочери выйти замуж, они также будут любить своих родных, близких, мужа или жену. Когда ребенок видит, как мы благодарим Бога за все, не только тогда, когда все получилось, но еще и тогда, когда больно от горечи потери, и мы сквозь слезы говорим: «благодарю Тебя, Господи, и за это, ибо все в Твоих руках, Ты дал, Ты взял. Значит, дашь иное». Тогда и наши дети научатся переносить любые испытания с благодарностью к Богу. Когда дети наши видят, как мы дружим, как мы поддерживаем друг друга, как мы спешим к соседу на помощь, как мы говорим только добрые, искренние слова и радуемся радостью других людей. Увидели, кто-то дом построил, а родители радуются: «слушай, как же хорошо, они дом построили». А не завидуют и не скрежещут зубами. Тогда и дети наши будут уметь дружить и поддерживать тех, кто близок к нам по крови, по духу, по вере. Дети – это всегда продолжение своих родителей. И подвиг великомученика Димитрия – это продолжение подвига его родителей.

Молюсь ему о том, чтобы его молитвами Бог сохранил нас всех, укрепил нас в нашей вере, даровал нам без всякой укоризны искренне жить своей верой. В нынешнее время мы не боимся осенять себя крестным знамением и строить храмы. И слава Богу. В то время это было себе трудно представить. Но сколько тогда людей жило верой во Христа! Дай Бог, чтобы в наше время мы ценили это и использовали его с тем, чтобы дать своей душе самое драгоценное – веру, тогда и жизнь будет другой. Мы, нередко оборачиваясь по сторонам, особенно в нынешнее время, говорим: «как нам непросто живется», «как нам тяжело живется», «какие тяжелые времена».

А теперь, уже зная о жизни Димитрия Солунского, спрошу каждого из вас: «а его времена были легкими?», «а его времена были спокойными и тихими?». Он был известный начальник и управитель в свое время очень большой земли. Но он это свое служение совершал со смирением и не для себя, а по-настоящему послужил людям и Богу. И даже тогда, когда ему грозила смерть, он не боялся ее, и не боялся никаких судов, ибо знал, что судья его – Бог, и Ему отданы все суды.

Дай, Господи, примером великомученика Димитрия и нам не боятся жить настоящей верой, и нам не боятся воспитывать своих детей, нам не боятся жить единством, поддерживать друг друга, спешить друг другу на помощь. И знать, если в доме христианина льются слезы, они льются только для того, чтобы ты пришел их и вытер. Если в доме христианина раздается смех, он раздается только для того, чтобы ты пришел и порадовался вместе. Дай, Бог, нам жить одной семьей, одной большой семьей.

Здесь, в Хасауте-Греческом, живут переселенцы греки. Ваши прародители, праотцы, которые пришли сюда, знают, что такое хранить свою веру, знают, что такое беречь жизнь друг друга. Дай, Бог, чтобы то, что они сберегли для вас, уже потомков своих, вы сберегли для своих детей. Дай, Бог, чтобы эта земля, которая гостеприимно приютила ваших предков, оставалась всегда вашим полем, на котором бы росли ваши дети. Это воля Божия, которую Господь явил через предков.

Поэтому, придя сюда в далекие времена, они поставили здесь храм Димитрия Солунского, настоящего воина, настоящего христианина в назидание и нам. В горькие времена храм был разрушен. И вот, слава Богу, сегодня мы совершаем первую литургию в стенах обновленного храма, нового храма. Да, еще впереди предстоят дела по окончанию его благоустройства, и, Бог даст, мы с вами обязательно доживем до счастливого дня, когда будем освящать его, когда принесем в дар Ему этот храм, Богу.

Но уже сейчас мы говорим: Господи, благослови тех людей, кто вкладывает сюда все свои силы. Благослови, Господи, тех наследников наших благочестивых предков, которые сюда вкладывают свою любовь, свои старания, свои труды. Благослови, Господи, нашу землю, на которой вновь вырос храм, как от мощей Димитрия Солунского до сих пор произрастает удивительная сила Божия, так и здесь от веры наших предков, положенной в эту землю через свой труд, через свою любовь растут храмы, растут наши дети.

Дай Бог, чтобы в стенах этого храма наши дети нашли радость, утешение, утешались общей молитвой, таинствами нашей матери-Церкви, причащались Святых Христовых Тайн. Дай Бог, чтобы здесь они венчались, и чтобы здесь наши глаза увидели, как крестят наших внуков. И дай Бог, чтобы так было из поколения в поколение. Мы ищем мира Христова, и пусть Христос всегда будет в сердце каждого из нас. Тогда этого мира и света Божиего будет больше, если каждый из нас этот мир и свет Христов будет хранить в своем сердце.

Поздравляю всех вас с первой литургией в стенах этого нового храма. Молиться здесь сегодня, я думаю, что каждый из вас это почувствовал, было так радостно, так благодатно, как будто бы всегда здесь совершалась молитва. Чувствуется, что души наших предков сейчас здесь и так радуются, что мы это место украсили домом Божиим, чувствуется, что сейчас в вечности около Димитрия столько радостных душ, которые говорят ему: спасибо тебе, великомучениче Димитрие, за пример твоей веры, которым жил я, которым живут мои дети, и, посмотри, этим примером живут наши потомки. Святый великомучениче Димитрие, моли Бога о нас. Аминь.

*** 

8 ноября 2025 года. Димитриевский храм села Хасаут-Греческого, КЧР

70