«Тогда жители Гадаринской страны попросили Его уйти. Теперь о чем попрошу Его я?»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Когда человек теряет связь с реальностью, а реальностью для человека всегда остается Тот, Кто подарил ему жизнь, когда человек начинает верить в то, что подаренная ему жизнь принадлежит только ему, а значит, он может распоряжаться с ней так, как заблагорассудится, и хорошо, если благорассудится, когда происходят в жизни внутренние изменения, которые говорят, что «теперь я сам по себе» - это то состояние, которое можно сравнить с состоянием одержимости нечистым духом. Когда человек говорит, что «никто мне не нужен», это, значит, что скорее всего его душа, его совесть в руках того, кто всех ненавидит – нечистого духа.
Пожалуй, для матери или отца самое горькое – услышать от своего ребенка именно эти слова «ты мне не нужна» или «ты мне не нужен». Такие слова иногда дети произносят тогда, когда они что-то не получают, раздосадованы, и чтобы как можно больнее, как можно горче укусить кормящую руку родителя, говорят ему: «ты мне не нужен». Конечно, мудрый родитель понимает, что эти слова скорее сказаны от досады, от того, что в этот момент душа ребенка охвачена страстью гнева, раздражения, понимает, что это не так.
Когда Христос пришел в Гадаринскую страну, об этом мы только что слышали в Евангелии, то человек, который встретил Его там, сказал ему ровно то же: «зачем Ты пришел? что Тебе до меня? Ты мне не нужен». И на эти слова этого несчастного человека, конечно, Господь мог бы отвернуть Свой лик, и Свое служение, Свое дело продолжить вне этого человека.
Так мог бы сделать, наверное, любой другой человек. Потому что и мы иногда, когда слышим такие же слова от людей уже достаточно взрослых, от своих друзей или знакомых: «ты мне больше не нужен», собираем в себе все человеческое, отворачиваемся и говорим: «если так, живи, как хочешь». Бывает, еще и горче ответим: «да и ты мне тоже больше не нужен». По-человечески это понятно, потому что человеческое, оно, всегда бывает слабо, когда человек забывает о смысле своей собственной жизни. Когда этим смыслом становится только сиюминутное общение, выгода, когда в этих смыслах нет вечности.
Но Христос поступает не так. Любящий Бог никогда никому не скажет: «и ты Мне не нужен». Даже если в лицо Ему усмехаются, даже если в Его сторону плюют. Тогда, когда человек не только словами, но и делами поступает так, что всем своим существом говорит: «Ты мне, Господи, не нужен», «в моей жизни нет для Тебя места, она вся заполнена», как у этого несчастного человека, который жил в гробах и имел странную одежду. Да, но это моя жизнь. Да, я проживу ее так, как мне хочется. Ну и что?
«Ты мне не нужен» - говорит человек, когда забывает о почитании своих родителей, нарушает одну из заповедей. «Ты мне не нужен» - говорит человек, когда живет совершенно безответственной жизнью. «Ты мне не нужен» - говорит человек, когда живет своими собственными фантазиями, страстями, мечтами. Ты мне не нужен. В моем сердце, в моем уме, в моей совести много других образов, кто мне нужен. А впрочем, однажды такой скажет: «мне не нужен никто», и обозлится на любовь, и никогда больше не сможет полюбить, и никогда не сможет больше простить, и никогда не сможет больше стать человеком, если бы это было бы правдой.
Правда в том, что, как около того Гадаринского бесноватого, так и около жизни каждого из нас стоит Тот, Который хотя и слышит эти слова и видит эти поступки. Но, однако же, не поворачивается и не уходит. Он пытает совесть. Как Христос пытал того несчастного: «как тебя зовут? что тебе имя?». И тогда бесноватый, одержимый нечистыми духами говорит: «легион имя мне», потому что в нем было очень много нечистых духов. Бывает так, человек теряет свое имя, что себя называет кем угодно. И не только в прямом смысле этого слова, но и в том смысле, что, если именем называть дела человека, то, Господи, кто я? Предавший? Изменивший? Разлюбивший? Обманувший? Взявший чужое? Кто я, Господи? Трусливый? Подлый? Кто я, Господи? Ненастоящий? Лживый? Лицемерный? Какое мое имя?
Поэтому тот несчастный честно и говорит Христу: «легион имя мне», потому что в нем было столько имен, столько поступков, столько ужаса падения человеческой личности, что теперь уже и не вспомнить, каким же он был раньше, и каким его называла мама: «любимый, родной, драгоценный, чистый, святой, настоящий, живой». Это имя давно уже было забыто этим человеком.
Бог всегда смотрит прямо в жизнь каждого из нас. И даже тогда, когда сразу не разглядеть в нас нас самих, это под силу Ему. Дальше происходит то, что всегда происходит, когда человек наконец-таки начинает хоть мало, понемногу верить, что он кому-то нужен. Несмотря на то, что он натворил в своей жизни несмотря на то, что в его жизни было много ошибок и боли других людей, как только ты начинаешь верить в то, что ты нужен и в то, что Богу есть дело до тебя, все твои прошлые имена покидают тебя.
Господь изгнал бесов. Они вселились в стадо свиней, которое там паслось, и все погибло в море. А этот несчастный пришел в себя. И когда пришли жители страны Гадаринской, увидели произошедшее, еще больше ужаснулись. Ужаснулись тому, что свиньи, которые живут в нас, они не кормят, они не питают чувства, они не дают сил, они все пожирают изнутри: пожирают волю, пожирают веру, пожирают надежду. Последнее, что они сжирают – это любовь. И как только их выгнать, они гибнут. Люди, которые все это увидели, попросили Христа по-человечески: «не заходи в наш город, уходи отсюда». Что Тебе до нас?
Ну, и наконец, теперь каждому из нас стоило бы задуматься. Скажу ли я Ему: что Тебе до меня Господи? Или попрошу Его: Господи, во мне столько имен, отыщи то, которое дал Ты, то, Господи, которым меня с детства звали. Имея ввиду: отыщи во мне, Господи, ту правду, ту искренность, ту любовь, ту преданность, ту ревность по светлому, по радостному, что была в моей детской душе. Отыщи ее, Господи, и если на то Твоя воля, верни мне его, Господи, это имя. Тогда жители Гадаринской страны попросили Его уйти. Теперь о чем попрошу Его я? Аминь.