Праздник выведения казачек из храма

16.12.2015
Просмотры: 5452

С Днем казачки по-ставропольски я впервые близко познакомилась в 2006 как автор программы "Казачий круг" на краевой студии телевидения. На сцене Дома культуры станицы Ессентукской, особо подчеркивая, что казак без веры не казак, установили икону Пресвятой Богородицы с зажженной перед нею свечой.

На фоне Пречистого Лика девы Марии и разворачивалось театрализованное действо. Изображая обряд сватовства, казаки выставили на стол далеко не муляжные яства – жареную птицу, сало, пироги, вареники со сметаной и (как же без нее?) огромных размеров бутыль самогона, заткнутую кукурузным кочаном. Баянист наяривал плясовую. А казачки в четком ритме отбивали каблуками такт. Деревянные подмостки дрожали от грохота, свеча покачивалась и только каким-то чудом не вывалилась из подсвечника. Сцена сватовства сменилась проводами Масленицы широкой, и по соседству с иконой Богоматери установили гигантское расписное чучело – символ человеческого жертвоприношения в языческие времена. Все смешалось в умах людей, как в доме Облонских.

Под впечатлением от праздника я решительно набрала номер телефона Александра Фалько, в то время начальника штаба Терского казачьего войска. Пыталась убедить, называя фамилии своих единомышленников, что для Дня казачки — от греха подальше — было бы уместно подобрать другую дату. И Александр Николаевич с пониманием отозвался на это предложение.

В краевом комитете по делам национальностей и казачества поставленный нами вопрос обсуждался с участием краеведов и духовенства, и в следующем году в неделю жен-мироносиц казаки, отделившись от женсовета, отметили в Буденновске новый краевой праздник "Казачья краса". Разум, казалось бы, восторжествовал. Но в 2011-м году на Введение во храм Пресвятой Богородицы комитет по казачеству вновь пригласил меня на День казачки в Новоалександровск. Сотрудник комитета Александр Салгалов в ответ на мое недоумение особо подчеркнул: "Праздник всем нравится, там будут высокопоставленные люди". Ну что ж, плетью обуха не перешибешь.

Сегодня на многочисленных интернет-сайтах казачьих обществ можно прочесть, что праздник этот всероссийский и даже международный, уходящий своими корнями в глубь веков, якобы к самой Екатерине Великой, которая в честь героических наурских казачек, отстоявших свою станицу в первую русско-турецкую войну, повелела отмечать "бабий праздник" 21 ноября (4 декабря по новому стилю). И никаких ссылок на исторические документы.

Героическую оборону Наурской станицы в 1774 году ярко и красочно описал в первом томе "Кавказской войны" Василий Александрович Потто. Было это десятого июня, в Духов день. А "на заре одиннадцатого июня, в день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы, два всадника на белых конях и в белой одежде проехали вдоль вражеского стана и навели на татар панический ужас. В ознаменование этого события в наурской церкви устроен даже придел во имя апостолов Варфоломея и Варнавы, и день одиннадцатого июня празднуется в Моздокском полку до настоящего времени.

"Это бабий праздник", — говорят о нем казаки, вспоминая славное участие, которое приняло в бою женское население станицы. Многие из представительниц славного дела дожили до позднейшего времени, и посетители Наура еще не очень давно встречали старых героинь, украшенных медалями за его оборону".

Итак, 11 июня — называет Василий Потто точную дату "бабьего праздника", 24 июня по новому стилю. А вовсе не 21 ноября (4 декабря). И еще – важная деталь. Неприятель застал жительниц станицы Наурской на молитве во время церковного праздника, вот и даровал Господь казачкам недюжинную силу для победы над жестоким врагом. Так ли было бы, если б в праздности пели и плясали под гармошку?

День казачки в станице Наурской возрожден. Отмечают его современные казаки 23 июня. И хотя день этот иногда выпадает на Петровский пост, все же не на двунадесятый праздник, да и не проходит он с особым разгулом. Празднование предваряет утренняя служба в местной церкви. А уже после Божественной литургии и молебна казаки, одетые в свои лучшие одежды, отправляются на берег Терека, где проходит народное гуляние с песнями, плясками и показательными выступлениями мастеров владения шашкой и нагайкой.

Совсем иначе отмечают праздник 4 декабря на Ставрополье. Казачкам (да и казакам) не до молитв и уж тем более не до последования ко святому причащению. Весь день накануне жарят, парят, пекут, наглаживают фольклорные костюмы. А утром, в один из двенадцати главных праздников церковного года, оставляя пустыми храмы в своих городах и станицах, грузят в автобусы всевозможную скоромную снедь, приготовленную для выставки, и направляются в Дом культуры какого-нибудь райцентра, которому выпала "огромная честь". Весело в автобусах: разливается по стаканам горькая, звенят хулиганские частушки. Приезжают коллективы на праздник, как правило, уже готовые к "продолжению банкета".

Встретился мне и один весьма странный экскурс в историю. Автор книги "Астраханские казаки Царицынской станицы" Клавдия Перфильева описывает празднование Дня казачки в дореволюционное время на Волге: "Вставали рано, часов в 5-6, читали утренние молитвы у образов, просили Бога не допустить беды. Ничего по хозяйству в этот день казачка не делала. Дочки усаживали маму перед зеркалом и делали ей праздничную прическу. Казак рано утром сам управлялся с хозяйством, даже доил коров, кормил и поил свиней, лошадей, овец, сыпал зерно курам. Сыновья подогревали завтрак. Маме-казачке подавали все самое вкусное: картофель, жаренный со свининой, плов с мясом, пироги, ватрушки. Все яства казачка приготавливала еще до праздника. Стол обычно в этот день был праздничным, его накрывали белой скатертью…" А далее про развеселые катания на санках с горки и поедание мороженого, которое продавалось в станице уже в 1870 году. Судя по таким описаниям, казаки на Введение во храм Пресвятой Богородицы в церковь не ходили, не причащались Святых Христовых Таин и махнули руками на посты еще задолго до богоборческого октябрьского переворота. Но так ли это?

Своими мыслями я поделилась с авторитетным историком. Татьяна Невская, профессор кафедры истории и теории государства и права Северо-Кавказского государственного технического университета, подошла к вопросу со всей серьезностью и даже обменялась мнением с коллегой — профессором кафедры истории России Армавирского государственного педагогического университета Натальей Великой, лучшим знатоком культуры терского казачества, посвятившей ему более ста пятидесяти научных работ. Ответ подтвердил мои предположения: "До революции никакого праздника "День казачки" не было, нигде нет об этом упоминания. В июне действительно отмечали праздник в честь спасения станицы Наурской, но его отмечали только в этой станице. Возможно, говорили о роли женщин, но специального праздника, тем более в пост, конечно же, не было. Откуда взялась дата — 4 декабря, ни мне, ни Н. Великой неизвестно. Возможно, это современное нововведение".

Так, может, перестанем лукавить и фантазировать, братья казаки? Откуда берутся байки о дореволюционном празднике казачек Рождественским постом, о котором "матери да бабки сказывали"? И почему, обкатанный 4 декабря, не приживается этот праздник ни в какую другую дату?

Думаю, ответ прост. Первый месяц зимы наполнен атмосферой приближения Нового года, когда нам, уставшим от проблем, хочется теплых встреч и душевных разговоров, расслабления, смены напряженного ритма. Но это светская, не христианская, а значит, не казачья традиция. И если выбираем ее, заглядываем в пост в бутылку и прыгаем до потолка, тогда не надо, выставляя себя посмешищем в глазах соседних народов, трубить перед собой: "Казак – за веру православную!"

***

И все же в надежде, что есть в нашем крае здоровые казачьи силы, способные противостоять краевому женсовету, явно не понимающему смысл духовных праздников, редакция газеты "Лик Кавказа" выходит с инициативой отмечать День казачки, как и наурские казаки на родине праздника, 23 июня. К примеру, в Пятигорске, в столице Северо-Кавказского федерального округа, после Божественной литургии можно собираться около установленного недавно скульптурного образа казачки, чтобы чествовать ее – мать, верную жену, хранительницу семейного очага, христианку, на деле, а не словах хранящую традиции предков и святую православную веру.

Елена ХРИСТОСОВА

5452
Фотогалерея