Читаем Евангелие вместе. Рождество Иоанна Предтечи. Часть I

26.12.2015
Просмотры: 3746

Рождество Иоанна Крестителя

Историю рождения Иоанна Крестителя мы можем найти только в Евангелии от Луки. Она излагается в маленьких законченных повествованиях. Вот они:

I. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Евангелие от Луки глава I, стихи 5-25. Кратко эта запись будет выглядеть так: Лк. 1; 5-25).

II. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. (Евангелие от Луки глава I, стихи 57-80. Сокращенно эта запись выглядит так: Лк. 1; 57-80).

Многие из наших читателей, в книгах, посвященных теме Богословия, встречали отсылки подобные этой: "смотри Лк. 1; 7-80", не понимая, что означают приводимые сокращения. В предлагаемом читателям материале, автор постарается как можно более полно цитировать тот Евангельский текст, о котором будет идти речь. Однако, уважаемым читателям, будет полезно научиться расшифровывать общепринятые сокращения к цитатам из Священного Писания. Это умение пригодится для того, чтобы самостоятельно находить и прочитывать тексты Библии, на которые ссылаются для подкрепления авторитета своих слов различные авторы.

Вернемся к рассмотрению прочитанных нами коротких отрывков. Давайте попытаемся разобрать их по содержанию, не забывая, что Евангельский текст очень емкий, несмотря на краткость изложения.

В прочитанных отрывках мы видим:

- описание чудес, являемых маловерному человеку Господом — это явление Архангела Гавриила и немота Захарии;

- радость и сомнение Елизаветы. Она скрывает факт беременности пять месяцев;

- некоторые аспекты жизни израильтян до Рождества Христова, а также их морально-нравственные установления;

- пророчества о будущем младенца.

Предлагаю начать разбор данных отрывков именно с последнего из обозначенных пунктов содержания, а именно с пророчества. В священном Писании пророчество это — момент общения Бога с человеком (пророком) а также, то послание, которое пророк должен передать людям.

У многих из нас при чтении первого отрывка возникает законный вопрос: "Почему Господь избирает именно Захарию и Елизавету для рождения в мир того, кто представит Господу народ приготовленный?". Евангелист отвечает нам на него: "Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно".

Далее озаботимся тем, чтобы уяснить: а зачем вообще понадобилось рождение Предтечи? Ответ на этот и многие другие вопросы в наших следующих публикациях.

протоиерей Евгений Субтельный, настоятель Петропавловского храма станицы Зеленчукской, благочинный приходов Южного Карачаево-Черкесского церковного округа. Полный текст статьи читайте в январском выпуске журнала "Благословенный Кавказ"

3746